Афиша выставки Случайные игры в Ярославле
Волковский театр и Ярославский Фонд развития культуры приглашают на выставку художника Василия Якупова «Случайные игры», которая открылась 12 апреля в залах второго этажа театра.
Ярославский художник Василий Якупов (1964-2015) — продолжатель великой традиции модернизма. Вслед за лучшими мастерами первой половины ХХ века художник не столько описывает мир, сколько его кодирует. Формируя систему координат для описания его универсума, нельзя обойтись без имен Кандинского, Миро, Малевича, Филонова. Пройдя период заочного ученичества у каждого из упомянутых мастеров, Якупов не дал ни одному из этих гигантов себя подмять. Но эта школа как будто помогла ему проявить своё, самоопределиться.
С Кандинским нашего героя объединяет обостренное чувство абстрактной формы, без ухода, впрочем, в атомарность и геометричность. Умение Якупова обнажить композиционный скелет, отбросить лишнее, отсутствие страха перед «нищим языком» заставляет вспомнить об открытиях Малевича. Структурное богатство живописной ткани, в которой одушевленные и неодушевленные объекты образуют нерасторжимое единство, роднит работы ярославца с полотнами Филонова. Периодическое обращение к технике русской иконописи — ещё одна примета родства с этим мастером.
Стойкий интерес Василия Якупова к архаическим культурам — африканской, индийской, американской — ещё один признак его тяготения к модернизму. Однако здесь родство с конкретными мастерами, скажем, тем же Пикассо, не столь очевидно. Пожалуй, близость к мирам Хуана Миро в некоторых работах Якупова более доказуема. Однако, в отличие от каталонского мастера, наш герой никогда не доходит до той степени упрощения, когда изображение становится концептом. Следуя дорогой в детство, он повинуется собственной интуиции и на пути к простоте останавливается раньше, чем работа станет одним эффектным штрихом.
Полотен-манифестов, новых «черных квадратов» у Василия Якупова нет. Он никогда не забывает, что «искусство» и «искусность» - слова одного корня. Почти религиозное отношение к живописи сочетается в художнике с осознанием того, что время манифестов прошло. Не перед кем и незачем манифестировать.
Траекторию творческого движения Якупова трудно истолковать задним числом. Он, как будто намеренно, постоянно менял курс, обращаясь то к одной, то к другой традиции. Потребность новых кодов и их интерпретаций, очевидно, являлась для художника насущной необходимостью, сердцевиной его творческого метода. Игра смыслов неизменно присутствует в его работах, а серьёзность намерений автора гарантируется высоким уровнем техники, «цветущей сложностью» исполнения.