Храм Церковь Николы Надеина
Церковь Николы Надеина сыграла особую роль в истории и архитектуре Ярославля. Это первый посадский храм Ярославля, с него началась история знаменитого «золотого» века Ярославля. Храм строился в 1621-1622 гг. на средства и по заказу одного из самых богатых людей не только Ярославля, но и всего государства Епифания Светешникова, по прозвищу Надея. Это мирское имя вошло в привычное теперь название церкви. Надеинский храм был воспринят как своеобразный памятник Смуте и той роли, которую сыграл Ярославль в освобождении страны от польско-литовских интервентов. Неизвестный зодчий храма, обращаясь к архитектурным образцам предыдущего XVI века, предопределил тип ярославского храма на столетие вперед: крупный соборного типа четырехстолпный храм на высоком подклете, увенчанный мощным пятиглавием, окруженный многочисленными объемами. Такой и строится церковь Николы Надеина, дошедшая до наших дней с большими потерями – разобрано пятиглавие, полукружия покрытия сменила обычная кровля, заложены арки галереи (перестройки XIX века). Интерьер церкви расписан в 1640 г. артелью мастеров во главе с костромичем Любимом Агеевым. Тема росписи – житие и деяния св. Николая Чудотворца. Это первый и единственный в Ярославле стенописный ансамбль первой половины XVII века. В настоящее время росписи центрального храма находятся под записью 1882 г., и только в Благовещенском приделе в 2012 году закончена реставрация, раскрывшая живопись удивительной красоты и гармонии. В настоящее время ведется работа по исследованию и публикации этого живописного ансамбля. Иконостас центрального храма не имеет аналогов в ярославском искусстве. Он сменил первоначальный в 1751 г. и, помимо выдающихся художественных характеристик, интересен тем, что сделан по рисунку и при участии основателя русского общедоступного национального театра ярославца Федора Волкова, который был прихожанином этой церкви. «Тело» иконостаса и составляющие его иконы относятся уже к искусству нового времени: это барокко, напоминающее ранние петербургские храмы. За иконостасом, в глубине алтаря, хорошо просматривается великолепная резная надпрестольная сень (1636 г.), тоже ставшая образцом для последующих подобных произведений в Ярославле.
Режим работы с 10.00 до 17.00, без обеда, выходные дни – среда, четверг