Впечатления о новом спектакле Ярославского театра кукол. С комментариями режиссера.
Ирония и сарказм, эти непременные составляющие нашей жизни, проникают сегодня и в детские спектакли. В том числе в кукольные. Сами спектакли от этого, возможно, становятся не до конца понятны детям. Зато! Они вызывают подлинный восторг у родителей. Пример тому – новая постановка по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Огниво», которая открыла очередной, 90-й по счету, сезон в Ярославском театре кукол.
Авторское прочтение известной всем сказки представили мастера из Санкт-Петербурга – режиссер Александр Стависский и художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России Нелли Полякова. «Огниво» в их варианте – это в равной мере спектакль и для детей, и для взрослых. Современную пьесу, наполненную стихами и песнями, написал сам режиссер. Музыку сочинил композитор Анджей Петрас.
В итоге произведение Андерсена неожиданно приобрело новые смыслы. В ряде куплетов, например, читается явная пародия на нашу действительность:
Всегда я на случай держу под рукой
Железный порядок и вечный покой –
Вот лучшее в мире лекарство
Для блага всего государства!
Или, скажем, реплика обер-полицмейстера: «Никто ничего не делает! Никто не хочет работать! Все только и ждут, когда над городом прольется золотой дождь…»
Режиссер Александр Стависский:
– Андерсен, безусловно, никогда не стоял у меня на первой полке, Чехов мне все-таки ближе. Но мне было интересно поработать над этим сюжетом. Конечно, возникли определенные сложности при переводе литературы на сценический язык, тем более, что сказка немного неровная. Да и по сюжету она достаточно отстранена от наших сегодняшних реалий, а мне хотелось приблизить ее к современности. Там есть солдат. И поэтому у нас, например, появилась тема войны, которая идет где-то вдалеке. И идет постоянно. А солдата отправили в отпуск, чтоб война раньше времени не закончилась из-за того, что он слишком метко стреляет из пушки...
Но, конечно, и в новом прочтении старая добрая сказка Андерсена для детской аудитории остается старой доброй сказкой. Поставленная в эстетике классического театра кукол 1950-70-х годов с небольшими вкраплениями современных цифровых технологий, она рассказывает привычную волшебную историю о храбром солдате и прекрасной принцессе, о дружбе и любви, о чудесных превращениях и необычных помощниках, которые в нужный момент обязательно оказываются рядом. Ну и, как всякая сказка, она призывает мечтать о невозможном: «С каждым человеком может случиться чудо. Надо только верить в него!» – напрямую звучит обращение к зрителям.
Автор спектакля Александр Стависский – режиссер, драматург, член Союза художников России, один из основателей Санкт-Петербургского театра «КукАртель», преподаватель Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Учился в ЛГИТМИКе на режиссуре, но перешел на актерский факультет. Несколько лет работал актером в театре «Сатирикон» у Константина Райкина. После ставил спектакли – в основном для взрослой аудитории: «Дядя Ваня» Чехова, «Кьёджинские перепалки» и «Трактирщица» Гольдони, «Бедный Акакий» по мотивам «Шинели» Гоголя, «Зимняя сказка» Шекспира, «Песни за колючей проволокой» по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова и другие. Как режиссер работал также в театрах кукол.
Александр Стависский:
– Сегодня мне удается ставить то, что мне лично интересно как режиссеру. Удается работать и со сложным, и с не «кассовым» материалом. Мне не приходится дублировать спектакли. Многие режиссеры сегодня занимаются тиражированием. Я их не осуждаю, потому что жизнь сегодня трудная, и, в общем, это тоже часть профессии. Но мне пока везет работать над тем, над чем хочется. Конечно, для детской аудитории ставить сложнее. У взрослых больше пластов понимания, богаче жизненный опыт, и поэтому больше кнопок, на которые можно психологически нажать. А детей надо в первую очередь увлечь занимательным динамичным действием, а уже в это действие вкраплять какие-то сентенции.
В своей новой постановке для ярославского зрителя режиссер без особых усилий встает на позицию ребенка – в любых обстоятельствах верящего в добро, в чудо, в торжество светлых сил. Персонажи «Огнива» четко делятся на положительных и отрицательных. И все герои в финале получают, что называется, по заслугам. Добро, как и положено, побеждает. А влюбленных Солдата и Принцессу, конечно же, ждет счастье.
Александр Стависский:
– Мы, взрослые, часто не склонны верить, что в реальной жизни добро побеждает. Но в конечном итоге оно побеждает! Всегда. И нас всех жизнь этому учит. Жизнь, вообще, постоянно дает нам уроки, и мы навсегда остаемся учениками, даже если нам кажется, что мы стали взрослыми. Каждый день мы продолжаем узнавать что-то новое о себе, о мире, о людях. И наш спектакль заканчивается вопросом, над которым мы предлагаем поразмышлять всем. Волшебное огниво, которое служит этакой отмычкой от счастья, в финале исчезает. И мы спрашиваем зрителя: а нужно ли нам огниво? Нужна ли нам вся эта магия, чтобы быть счастливыми?