Спектакль Обыкновенная история
Спектакль «Обыкновенная история» театр посвящает памяти выдающегося русского драматурга Виктора Сергеевича Розова.
В. С. Розов родился в 1913 году в Ярославле в «Толгин день», но вся его жизнь и творческая деятельность прошли в Москве. Розовские пьесы широко шли во всех театрах Советского Союза, по его сценариям создавали кинофильмы, один из которых - «Летят журавли» вошел в золотой фонд мирового кинематографа.
С именем Виктора Сергеевича связана история нашего театра, который возник при его деятельном участии, а первым главным режиссером Ярославского ТЮЗа был его сын - Сергей Викторович Розов.
Прикоснувшись к богатому творческому наследию драматурга, театр остановил свой выбор на его инсценировке романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история», в которой тесно совпали основные идеи книги классика отечественной литературы с этическими и эстетическими принципами драматургии Розова.
В «Обыкновенной истории» идеально соединились сюжет и язык классического «романа воспитания», тонкая ирония и прекрасный юмор, блестящие диалоги и выпуклые, глубокие характеры.
В пьесе и спектакле перед нами проходит жизнь главного героя Александра Адуева, юного провинциального романтика и мечтателя, воспитанного под крылом любящей матери. С пылкими мечтами « о подвигах, о доблести, о славе» он едет покорять Петербург, надеясь на помощь своего дяди Петра Ивановича Адуева, крупного столичного чиновника. И постепенно совершается, к сожалению, та обыкновенная истории, когда при первых же трудностях, несоответствии жизни и мечтаний, крушении юношеской влюбленности из романтика постепенно рождается расчетливый и эгоистичный человек, больше верящий в прагматизм и богатство и стыдящийся своих прежних чувств.
Эта история обыкновенная и тем, что и до И.А. Гончарова, и в его время, и после, и сегодня тысячи восторженных молодых людей при встрече с реальностью «ломаются», предпочитая идеалам юности обыкновенные материальные и житейские блага. Как горько и точно об этом сказано у А.С. Пушкина в строфах «Евгения Онегина»:
«Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мачтанья
Истлели поздней чередой,
Как листья осенью гнилой»
Включая в свой репертуар данный спектакль, театр верит, что молодые люди поймут как не стоит надеяться на легкое завоевание славы, должностей и богатства, как горек путь познания жизни, которая гораздо сложней и противоречивей их представления о ней. Но тем самым легче переживутся разочарования и укрепятся силы в нелегкой борьбе за свои идеалы.