Отзывы о "Калека с Инишмана"

Оценка редакции
inessa 31 октября 2022, 03:43

В нашей стране есть, не побоюсь этого слова, уникальный театр. Единственный в мире мистический театр, который за счет невероятно реалистичных декораций погружает в атмосферу спектаклей так, словно ты подглядываешь за действием сквозь мутное стекло дома или трактирчика. Театр, который единственный в России поставил больше всего пьес ирландского режиссера и драматурга Мартина Макдонаха (и был его первооткрывателем для российских зрителей). Более того, именно этот театр стал организатором Международного фестиваля Макдонаха, который в этом году прошел в Перми уже в пятый раз. Да-да, речь о пермском Театре «У Моста».

К моему счастью, сейчас театр активно сотрудничает с московским Театром Луны, поэтому на его сцене можно несколько раз в год смотреть наиболее популярные постановки. Для очередного визита я, конечно, выбрала одну из визитных карточек – комедийную драму «Калека с Инишмана», лауреата «Золотой маски» 2010 г. Кстати, художественный руководитель и режиссер, Сергей Федотов, благоразумно предупредил нас перед началом, что это именно комедия, несмотря на название и большие проблемы со здоровьем у главного героя, Билли. Это замечание сильно сгладило общую атмосферу, иначе в некоторых местах смеяться было бы немного неловко 😊

Как сказал Сергей Федотов, он слышал мнения от ирландцев, что они играют их лучше, чем они сами. И это правда, все герои словно перенеслись с берегов Инишмана вместе с лавочкой тетушек Кейт и Эллин – это то самое чувство, когда на сцене происходит не игра, а жизнь, этакое реалити-шоу 1930-х годов.

Спектакль замечательно показывает замкнутое общество маленького ирландского островка, где живет около сотни человек, которые поколениями любят и ненавидят друг друга, единственные их развлечения – ссориться, пить и смотреть на коров, а новость о том, что соседские кошка и гусь подрались, может стать главной за неделю. Но внезапно, на соседний остров приезжает режиссер и команда из Голливуда, чтобы снять фильм про рыбаков и гигантскую акулу. И жители взбудоражены, ведь для них – это единственный шанс выбраться из своей «дыры» в большой новый мир. Впрочем, многие успокаивают себя тем, что «Ирландия – не такая дыра, раз сюда французы/негры/акулы/подставить нужное… приплывают!».

В таком окружении и протекает жизнь калеки Билли (гениальная в своей достоверности игра Василия Скиданова), быстрый ум которого заключен в изувеченном теле – он еле ходит и говорит с заиканием. Билли живет с двумя странноватыми тетушками, много читает, смотрит часами на коров, болтает с агрессивной девушкой Хелен и ее братом-очкариком Бартли. И, конечно, теперь мечтает тоже попасть в другой мир – Америку. По иронии судьбы, только Билли и отмечают киношники, увозя с собой на кастинг в Голливуд.

«Калека с Инишмана» - невероятно пронзительный для меня спектакль о доброте в каждом из нас. О том, как грубоватые островитяне любят обаятельного Билли: спасший тонущего младенца болтун Джонни Патинмайк, вырастившие сироту приемные тетушки, перевезший его на другой берег к киношникам Малыш Бобби в память о своей жене, погибшей от туберкулеза, и лечащий его доктор. И я не могу злиться на Билли, хотя ему пришлось прибегнуть, наверное, к самому масштабному обману в своей жизни, чтобы приблизиться к мечте – ведь в конце его все равно настигнет «ответочка», но он хотя бы повидал иную жизнь. А как справедливо он просит всех избавиться от привычного «калека Билли» в свой адрес и называть его «просто Билли»!

Своеобразная, но трогательная история отношений Билли и «чумовой» Хелен, которую все боятся, потому что она кричит, набрасывается с кулаками на людей, пинает брата и обожает разбивать яйца о чужие головы. Но, хотя Билли тоже частенько от нее достается, симпатия между ними видна с самого начала. А в финале становится понятно, что грубая Хелен просто прячет свою доброту за видимой агрессией, это самозащита от пристающих священников, обманщиков-конюхов и несправедливости мира. Любящая сестра купит брату столь желанный дорогой телескоп и, просмеявшись, пойдет на свидание с вернувшимся из Голливуда Билли – сама того не ведая, спасши его этим поступком от самоубийства. И финальная сцена, когда Хелен не бежит, а медленно идет с ним под руку, а Билли колоссальным усилием воли распрямляется во весь рост, дрожа от напряжения, чтобы ей соответствовать, дает надежду на то, что немного счастья еще будет и у них.

Маша Маша 31 октября 2022, 12:40

Пьесу МакДонаха я до просмотра спектакля не читала. Возможно оно и к лучшему. Так впечатления от спектакля свободны от предвзятого отношения и сравнения. После просмотра почти сразу же нашла пьесу в библиотеке электронных книг, что для меня, заядлой театралки, является показателем качества.

Сначала впечатления были неоднозначные. После первого акта возникло непонимание. Сцены деревенской жизни с калекой Билли в главной роли (Василий Скиданов) разбавляются однотипными комментариями жителей о том, что Ирландия - это, оказывается, не такая уж дыра. В какой-то момент эти повторы начали раздражать.

После второго акта я была поражена. Поражена глубиной и символизмом. За внешним фасадом скромных деревенских сценок и незатейливых диалогов кроется глубокий смысл. В спектакле подняты непростые темы поиска себя и своего предназначения, тема искренности и фальши, тема красоты внутренней и внешней.

Главную тему спектакля прекрасно выразил Билли: "Я калека снаружи, а они калеки внутри". Да, и тут он 1000 раз прав. Возможно, внешне калека Билли кажется абсолютно беспомощным и бесполезным, обременяющим двух пожилых тётушек, которые, к слову, души в нём не чаят, но по моральным качествам он на голову выше остальных жителей. Он практически сразу вызывает симпатию своей искренностью, непосредственностью, честностью, простотой и в то же время силой воли.
До сих пор помню сцену, где, пригласив на свидание давно нравившуюся ему девушку Хелен (Милена Хмылова), он огромным усилием выпрямляет своё увечное тело только для того, чтобы ей было не стыдно с ним рядом идти.

После спектакля удалось поблагодарить Василия Скиданова за талантливую игру устно, теперь хочется это сделать и письменно.

Во время спектакля на экране демонстрируются кадры из документального фильма об Аранских островах. И в том числе благодаря им спектакль не воспринимается как комедия, а как рассказ о людях, которые всю жизнь ведут борьбу за существование, для которых мир за пределами острова почти не реален.

Катерина Мелимук 30 октября 2022, 11:03

Самый любимый нестоличный театр у меня - “Театр у Моста”. И я стараюсь не пропустить ни одной их гастроли в Москву (к моему удовольствию визиты носят регулярный характер).

В этот раз попала на один из самых титулованных спектаклей “Калека из Инишмана” . Трогательнейшая история по МакДонаху. кстати единственный театр в мире, который поставил спектакли по всем 8 пьесам автора. Сергей Федотов перед началом выходит к зрителям, открывает спектакль и создает настроение к просмотру. Этот спектакль привозили в Ирландию, репетировали на острове Инишман (4 км в длину - 3 в ширину, 110 чел. Населения) и получили обратную связь “вы играете ирландцев лучше, чем сами ирландцы”. Игра и в самом деле невероятно интересная. Вот эта отдаленная островная жизнь с не самым мягким климатом, конечно, формирует и ментальность, и характер. Когда из развлечений только новости, а события носят “грандиозный” характер - типа “чья-то кошка напала на свинью того-то” и эта новость даже стоит банки фасоли для того, кому ее принесли.
И вдруг на соседний остров приезжает американская компания для съемки фильма.. Конечно, это раскрывает всех этих странных и чудоковатых островитян с разных сторон. Если бы мне с самого начала не сказали, что «калека с Инишмана» - комедия, то я бы решила что это изумительная трагедия. И как настоящая трагедия в ней есть место для гомерически смешного. Я плакала, несколько раз. Когда пытаешься сдержать слезы, но не очень получается. И предательский ком в горле..

Случилось взаправдашнее погружение в ту жизнь, колоритные персонажи - и все это в изумительных декорациях. Они такие основательные: и стол, и лавки, и барная стойка, и стены..вообще ни одного предмета, который бы обозначал что-то. Очень круто воссоздана атмосфера, а уж как это пространство обжили герои! Ммм… я хотела наблюдать и подмечать актерские находки.. но задание было провалено. Я так погрузилась и растворилась в действии, что вообще не могу понять, как так можно двигаться и говорить за калеку? А Василий Скиданов сделал это просто виртуозно. и все остальные смогли одушевить своих персонажей и даже немного жалко, что с окончанием спектакля они исчезают. В нашем привычном социальном мире “принято” производить хорошее впечатление, а поддерживать его сложнее и будто бы даже немного необязательно, многое мы научились себе оправдывать, маскируя это «принятием». А в том мире, в который я попала, такая сила и душа прячется (хорошо прячется) в людях, а в важные моменты каждый из них провяляит такую удивительную человечность, вопреки всем ожиданиям. Хочется быть немного с Инишмана. Прекрасный спектакль.

Наталья Наталья 30 октября 2022, 06:27

Сказать что мне понравилось - не сказать ничего! Я много смеялась, несколько раз тайком смахивала слезу, и кричала во весь голос "Браво" на поклонах. Вишенка на моем воскресном торте, спектакль невероятный по кажущейся простоте и одновременно силе воздействия.
Это я про "Калеку с Инишмана". Я узнала о нем, к стыду своему, совсем недавно, прочитав об одном необыкновенном фестивале. Международный Фестиваль, который проходит в Перми, посвящен всего одному человеку - ирландскому драматургу и кинорежиссеру Мартину МакДонаху, на фестивальной площадке собираются театры из разных стран и демонстрируют свои версии его пьес. Организовал и проводит Фестиваль основатель и главный режиссер Пермского театра "У Моста" Сергей Федотов. Увидев одну из пьес МакДонаха на сцене, он настолько  загорелся идеей поставить что-то из произведений известного ирландского драматурга на своей сцене, что сам взялся за перевод. Так в Перми прописался "Калека с Инишмана". Спектакль, любимый огромным количеством зрителей, удостоенный "Золотой маски" в 2010году и много лет идущий с неизменными аншлагами. Сейчас в репертуаре театра идут все пьесы МакДонаха без исключения, театр является, можно сказать, пропагандистом этого замечательного автора, а киношная аудитория конечно же знакома с его фильмами "Залечь на дно в Брюгге"(Обожаю!!!), оскароносным "Три билборда на границе Миссури" и с совсем уже недавним, с успехом прошедшим на Венецианском фестивале "Банши Иниширина".
И вот так мне невероятно повезло, что замечательный театр "У Моста" гастролирует в Москве на сцене "Театра Луны", и я могу увидеть легендарного "Калеку с Инишмана"(и кстати, товарищи, в ноябре состоится еще один пул гастролей, следите за афишей!!!)
Я с первых фраз актеров была просто очарована. Нет, не так: даже вид пустой сцены с грубо сбитым столом и маленьким деревенским магазинчиком с одной стороны, небольшим окошком по центру и лодкой, привязанной с другой стороны меня очаровал. А когда  актеры заговорили, я поймала себя на мысли, что то, как общаются между собой эти деревенские жители, мне необычайно близко. На гастролях в Дублине к Федотову много раз подходили и говорили - "вы играете ирландцев лучше, чем сами ирландцы" и, кажется, я теперь понимаю почему. Нам так знакомы эти странные, порой нелепые, совершающие непонятные поступки, но очень добрые и цельные люди. Они живут в рассказах Шукшина, в пьесах Вампилова, в произведениях Распутина и *********, в картинах и книгах Любарова, это так близко русской душе и русскому характеру, что герои из захолустной ирландской деревушки воспринимается нами как соседи или родственники. На Руси же с древнейших времен почитали юродивых, их доброта и непосредственность всегда вызывали ответную любовь и сочувствие, а нередко и возводили в ранг Святых.
Главный герой пьесы Калека Билли(Василий Скиданов) не святой, конечно, но он настолько светлый, добрый и по-детски непосредственный, что его добротой, как батарейкой, подпитываются все другие жители деревни. Их любовь и забота о Билли абсолютно бескорыстна, ведь от него никакой выгоды, а значит любить его можно просто так.
Две тетушки, вырастившие сироту, каждый раз волнуются,  когда он задерживается "чтобы пялиться на коров". Жизнь в деревне идет своим чередом, размеренно и спокойно, и новости там чаще всего о том, что чья-то кошка покалечила чьего-то гуся, пока главный разносчик новостей Джонни Патинмайк(Илья Бабошин) не приносит грандиозную новость, что на соседнем острове Инишман собираются снимать кино. Вечно дерущиеся и спорящие брат с сестрой Хелен(Милена Хмылова) и Бартли(Вильдан Валиев) собираются отправиться попытать счастья на съемках, но больше всего идея попасть на съемки *********** Калеку Билли, он готов добраться до острова и пробраться на лодку любым способом, даже с помощью обмана, чтобы вырваться из своей унылой, однообразной жизни в большой мир, попасть в Америку, где возможно он станет звездой. Но в результате большая Америка, где есть все, (даже чупа-чупсы) не идет ни в какое сравнение с крошечным родным домом и любящими его людьми. Да, да,  все они его любят, даже те, кто ну никак не хочет признаться в этом, и тайком помогают, учавствуют в его судьбе. Но совершив свой грандиозный побег из дома, сам Билли возвращается назад более сильным. Он больше не хочет считать себя калекой и других просит называть его не "Калека Билли" а "Просто Билли", он даже решается (о ужас!) пригласить на свидание строптивую хулиганку Хелен, и к его немалому удивлению, вдруг получает согласие.
Спектакль наполнен невероятным, живым юмором, и столь же невероятной щемящей грустью, а каждый характер ярок и индивидуален. Басовитые простодушные тетушки, для которых Билли как сын, вездесущий проныра Патинмайк со своей мамашей-алкоголичкой, нелепый и любопытный Баркли и упрямая хулиганка Хелен, мрачноватый Малыш Бобби, и заботливый доктор; все они живут на сцене, как в документальном кино, снятом скрытой камерой, вот такие они в жизни, и вот такая жизнь у них, где грусть перемешана с весельем, где трагичное воспринимается с философским спокойствием, где настоящая любовь прячется глубоко внутри за суровым выражением лица и должно быть "Ирландия и вправду не такая уж и дыра", раз там живут такие замечательные люди...

Павел 30 октября 2022, 05:04

В рамках гастролей в Москве пермского театра "У моста" мне удалось увидеть пьесу известного ирландского драмматурга Мартина Макдонаха "Калека с острова Инишмаан".
Действие спектакля происходит в ирландском захолустье, в деревушке на острове.
Основное действие спектакля происходит в сельском магазинчике, в
Котором полки, заставленные банками,.
Интерьеры серые и унылые, и подстать такому пейзажу, серые костюмы героев.
Эскиз этого спектакля можно было бы изобразить в виде гравюры.
Одни и те же люди вокруг,
и все действо происходит в малом, ограниченном пространстве сцены.
Жизнь в этом поселке течет не по спирали, а по кругу.
Из развлечений - наблюдение за пастбищем коров, да ещё новости, приносимые местным "балаболом", про то, как "гусь Джека Эллери ущипнул кошку Пэта Бреннана за хвост, и кошке было больно" и тому подобное.
Персонажи пьесы заперты в своем маленьком мирке, как в тюрьме.
Они вынужденно плывут по течению, не предпринимая усилий для того, что бы изменить свою жизнь.
При этом они немного страдают комплексом неполноценности, так как ощущают себя на самом краю Вселенной.
При этом им несколько повышает самооценку и настроение известие о том, что какой-то иностранец, например, чернокожий, приехал в Ирландию.
Эти комплексы нам тоже знакомы и встречают понимание и улыбку.
Напротив, со статичной атмосферой местной жизни коррелируют довольно подвижные образы героев.
Они выглядят где-то нелепо, где-то наивными и смешными, где-то грубыми и жестокими.
При этом образы показаны очень правдоподными, бойкими, "живыми".
Они шутят друг над другом или над собой или просто сами они выглядят забавными в силу своей ограниченности и глупости.
Но эти персонажи не заставят зрителей скучать, с ними весело и интересно, несмотря на простую сценографию.
Сюжет спектакля внезапно завязывается, когда, как гром среди ясного неба, жителей ошарашивает новость о том, что из Голливуда приезжает в те края съемочная группа снимать кино.
И тут почти каждый начинает фантазировать, а то и страстно желать сняться в этом фильме, видя для себя шанс выбраться из этой жизни.
Но повезло в этом проекте совершенно неожиданному, на первый взгляд, персонажу - калеке Билли.
Надо сказать, что при наличии множества смешных и забавных моментов, эта пьеса несёт и мощные жизненные ориентиры, которые зритель может почерпнуть для себя.
Это спектакль о вере и достижении цели, о том что каждый достоин счастья и любви, о самопожертвовании и о возможности преодоления себя.
Добавлю ещё и о прекрасной игре актеров, и о удачной постановки пермского театра, которая прославилась не только у нас в стране, но и на многих зарубежных фестивалях!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / комедия