«3D семидесятых»
Крохотная, на одну стену экспозиция с трехмерными открытками 1970-х годов.
Выставка «3D семидесятых» впервые показывает полиграфическую технологию использования ступенчатой линзы в музейных стенах. Более тридцати фотографических и рисованных открыток и эстампов демонстрируют в московском Мультимедиа Арт Музее трехмерный мир, знакомый нам с детства.
Ступенчатая картина предшествует фотографии. Она была известна еще во времена маньеризма и барокко: тогда способность одной работы выглядеть с разных точек зрения как два разных изображения казалась чудесной. А появляется этот изобразительный принцип еще в эпоху шаманов: маски индейцев северо-запада США демонстрируют, что чудо преображения понималось поклонниками анимизма буквально: как превращение из одного существа в другое. Но только благодаря изобретениям индустриальной эры этот изобразительный принцип стал распространенным и массовым. Современная печатная технология «3D сolor» основана на открытии, почти современном фотографии. Французский оптик Френель изучил принципы разложения света и создал первые ступенчатые линзы в 20-х годах XIX века. Они впервые позволили получать изображения, которые выглядят объемными или анимированными. В 50-х годах ХХ века эта технология стала применяться в рекламе. На рынке появились календарики, закладки, постеры и даже билборды, которые выглядели «как живые». В 1970-х эти «живые картинки» заполнили Советский Союз – легально и нелегально.
Подмигивающий Иисус и раздевающаяся японка. Заяц, который убегает от волка из «Ну, погоди!» и объемный памятник Ленину перед Дворцом Съездов. Эти изображения производились в СССР и за его пределами, продавались в каждом магазине канцелярских товаров или тайком, из-под полы, распространялись на «толчке» у магазина «Мелодия». Визуальное чудо, заложенное в природе самой технологии, раскрашивало серую советскую повседневность в яркие цвета китча. Техношаманизм набирает силу. В последние годы эта технология переживает новый расцвет: теперь «живые картинки» можно увидеть на рекламе в вагоне московского метро и даже на обложке гламурного журнала. А в Интернете продают китайские телевизоры со ступенчатым экраном, благодаря которым телевизионная картинка может стать объемной. Новое возрождение старых картинок из детства.