«Искусство архива. Из криминального архива полиции Лос-Анджелеса»
Знаменитый швейцарский куратор Тобиа Беццола представляет около 100 фотографий, сделанных с 1920-х по 1950-е годы для полицейского управления Лос-Анджелеса.
В 2001 году в «Сити Рекорд Центре» были случайно найдены полуистлевшие нитроцеллюлозные негативы, спасенные и бережно сохраненные полицейским фотографом Мерриком Мортоном и галеристкой Робин Блэкманн.
Экспозиция представляет не столько исторический архивный документ, сколько неожиданно найденный клад для любителей классических фильмов «нуар». Большую часть социальной документации, содержащейся в архиве, можно сравнить с работами великих американских фотографов XX века, таких как Уокер Эванс и Гарри Виногранд. Также параллели можно провести с миром сюрреалистической фотографии Брассая, Буаффара и Беллмера или с концептуальной фотографией, влияние которой на таких художников как Эд Руша и Джон Балдессари очевидно.
Отзывы о ««Искусство архива. Из криминального архива полиции Лос-Анджелеса»»
«Искусство архива. Из криминального архива полиции Лос-Анджелеса»
(О чём поведали старые фотографии)
Узнав о выставке фотографий из криминального архива полиции Лос-Анджелеса, посчитал необходимым её посетить. И не пожалел! Бесстрастно запечатлённые на плёнку события преступлений, участники реальных происшествий, вещественные доказательства, собранные по уголовным делам, крайне важны для изучения истории борьбы с преступностью. Многое, естественно, устарело и уже не используется в сыскной работе. Да и сам характер преступности изменился. Но, по-прежнему поражают воображение трупы погибших в перестрелках торговцев запрещённым в период «сухого закона» алкоголем. Ярко отснятые эпизоды ареста бутлегеров в местах тайного хранения спиртного невольно заставляют посетителей ощутить себя непосредственными свидетелями давно прошедших событий.
А фотоснимки, сделанные в ходе расследования посягательств на личность и собственность, свидетельствуют, что за прошедшие десятилетия действия полиции по их раскрытию не претерпели значительных изменений. Конечно, с техническим прогрессом появились новые средства выявления и фиксации событий и вещественных доказательств. Но основные направления поиска и изобличения виновных лиц во многом остались без изменений. Так, для закрепления доказательств в ходе расследования в наше время и в прошлом веке криминальные фотографы тщательно снимают на камеру, как арестованные преступники в ходе признательных показаний наглядно повторяют для полиции свои противоправные действия на месте происшествия. Особенно запоминается фотоснимок человека, демонстрирующего свою неудачную попытку застрелиться после совершённого им убийства жены.
На выставке много фотографий жертв совершённых преступлений. На отснятых кадрах отчётливо видны их страдания и боль от нанесённых травм и ранений. И посетители выставки остро ощущают бесчеловечность любого насилия над личностью и крайнюю степень безразличия преступников к мучениям их жертв. А человека, далёкого от криминала, неприятно поражают фотоснимки неподвижных тел погибших людей ещё недавно полных сил и надежд. Производят шокирующее впечатление своей зловещей недосказанностью и сухо зафиксированные в рамках уголовных дел орудия убийства и похищенные предметы. Так, пробоины от пуль в лобовом стекле автомашины либо простреленный в ходе ограбления кошелёк способны с помощью воображения дорисовать ужасающую картину жестоких убийств.
Заслуживают внимания и фотоснимки свидетелей происшествия. Как правило, на их лицах, несмотря на трагизм момента, отражается удовольствие от повышенной самооценки и всеобщего внимания. Особенно в этом отношении характерен групповой портрет толпы самодовольно улыбающихся зевак, оказавшихся невольными свидетелями уличного происшествия.
Интересны с точки зрения психологии и фотоснимки сыщиков, занимающихся расследованием. Их граничащее с равнодушием спокойствие при осмотре трупов на месте криминальных происшествий может вызвать осуждение. Но не спешите с выводами. Это естественная защитная реакция на стрессовую ситуацию: нормальная психика обычного человека не может выдержать постоянных острых переживаний, неизбежно возникающих при виде убитых преступниками людей. Да и у современных сыщиков со временем неизбежно вырабатывается своего рода «психологический иммунитет» к восприятию кошмарных картин на месте совершения очередного происшествия. В то же время спокойствие и сила, источаемая от сфотографированных на местах происшествий детективов, вызывают уверенность, что преступник неминуемо будет найден и арестован, а зло справедливо наказано.
Приятно контрастируют с зафиксированными драматическими событиями фотографии, сделанные остроумно и с юмором. Так, вызывает улыбку снимок полицейского, встречающего в участке задержанных нарушителей самодельным плакатом с приветствием: «Добро пожаловать».
Яркость впечатления от выставки во многом обязана мастерству полицейских фотографов, которые талантливо подмечали тончайшие оттенки психологического состояния участников следственного процесса. В этом отношении примечателен фотоснимок арестованных взломщиков сейфов, один из которых в отличие от своего огорчённого соучастника мечтательно смотрит поверх объектива кинокамеры. Аннотация к снимку объясняет явное несоответствие ситуации благостному выражению лица задержанного вора: его взгляд направлен на картину с изображением манящего притягательной свободой живописного пейзажа. Разве это не оригинальный сюжет для рассказа в стиле О.Генри?
В целом фотоснимки из архива полиции интересны именно тем, что выходят за рамки уголовных дел и отражают жизнь обычных граждан с их бедами и сильными страстями, нередко приводящими к нарушениям закона. Выставка с беспощадной реальностью демонстрирует всю отвратительность преступлений и мучительность страданий их жертв. В профилактических целях надо чаще проводить ознакомление подростков с подобными экспозициями, развенчивающими притягательность и «блатную романтику» совершаемых преступлений. И такие тематические экскурсии способны успешно заменить десятки скучных лекций для молодёжной аудитории, назидательно призывающих к законопослушному поведению.