В Московской Филармонии стартовал новый образовательно-интерактивный проект для детей и взрослых. «Если ты считаешь, что классическая музыка не имеет отношения к твоему миру – приходи на концерты проекта "Язык музыки"», – так определяют свою целевую аудиторию авторы проекта. Они – двое харизматичных ведущих: Мария Холкина, которая не стесняется задавать стыдные вопросы о музыке, и Ярослав Тимофеев, который дружелюбно на них отвечает. Музыкальный «ликбез» рассчитан, прежде всего, на поколение Инстаграма и тех, кто уверен, что Моцарт написал «Реквием по мечте».
Выпускница консерватории Надежда Травина сходила на первый из четырех концертов интерактива и специально для «Вашего Досуга» нашла пять причин заговорить на языке музыки.
1. Увлекательно и понятно
Бытует мнение, что слушать классическую музыку, да еще и в помпезном, пахнущем дорогими духами зале, невыносимо скучно. Куда проще загрузить того же Моцарта на айфон, совершенно не заботясь, о чем его сочинение и для каких инструментов оно написано (в крайнем случае на помощь всегда придет «Википедия»). Авторы проекта «Язык музыки» пытаются разрушить барьер восприятия и понимания классики «немузыкантами», предлагая удобный и эффективный способ погружения в музыкальный мир. Они непринужденно беседуют друг с другом и артистами оркестра, обращаются к залу в игровой форме. А после таких диалогов, собственно, звучит сочинение, о котором шла речь.
Познавательная часть нисколько не утомляет, скорее наоборот. Рассказчик – известный музыковед, кандидат искусствоведения Ярослав Тимофеев – знает о музыке если не все, то многое. Чем отличаются немецкая и американская рассадка в оркестре? Может ли дирижер управлять коллективом при помощи выразительного взгляда? Почему в «Лебедином озере» Чайковского был изначально другой финал? Эти и другие ответы поданы максимально доступно, на простом, где-то даже сленговом языке, но нисколько не примитивно. Хотя ощущение переизбытка информации может подкрасться. Например, на первом концерте ведущие всуе затронули минимализм (композиторскую технику и стиль музыки XX века) и даже конструкцию препарированного рояля. Для детей и их родителей это было, выражаясь игривым языком проекта, несколько too much.
2. Язык не учишь, а чувствуешь
Где-то в глубине души каждому хотелось бы пусть на мгновение выйти в красивом платье или костюме на сцену, освещенную софитами, и стать частью оркестра, а может даже продемонстрировать свой талант сольно. «Язык музыки» и его ведущие, как по волшебству, исполняют такие желания. Продирижировать оркестром? Запросто! Сыграть на большом барабане? Легко! Спеть один из вокальных шедевров? Дерзай! И вот уже парень, поначалу нерешительно вставший на дирижерский подиум, уверенно управляет оркестром и танцем «Трепак» из балета «Щелкунчик» Чайковского. А две очаровательные девочки, едва удерживая колотушку, с серьезным видом отбивают ритм «Поганого пляса» Стравинского. Такой увлеченной самоотдаче и самопожертвованию стоит поучиться даже профессиональным музыкантам.
3. Понимаешь, что у музыки нет границ
Одна из ключевых задач проекта – наглядно показать связь музыки различных эпох, стилей, жанров и даже сфер. Мы часто слышим одинаковые вещи и в классической музыке, и в попсе и даже в припеве у рэперов. Таких примеров – тысячи. Почему так происходит – объясняют «на пальцах» в рамках проекта. Например, на первом концерте рассказали, что «Канон» Иоганна Пахельбеля, гимн России и хит «Go west» группы «Pet shop boys» имеют одну и ту же гармонию (одни и те же аккорды). Для тех, кто не догадывался об этом, Ярослав Тимофеев сыграл подряд три примера, правда на этот раз умолчав про такую вещь как заимствование (в данном случае, барочного сочинения).
4. Слышишь высококлассных музыкантов
Разумеется, на концертах проекта нет никакой фонограммы – только живой звук. Любопытно наблюдать, как солидные музыканты и даже дирижер становятся «подопытными кроликами» и послушно выполняют все команды ведущих. На концерте-открытии выступал Российский национальный молодежный симфонический оркестр, созданный буквально в прошлом году. За дирижерским пультом стоял Даниэль Райскин, которого чаще можно увидеть в Европе, чем здесь. Со стороны казалось, все получают огромное удовольствие, рассказывая об инструментах, поддерживая шутки ведущих. И это, безусловно, располагало публику, особенно юного возраста. В следующем концерте проекта планирует появиться дирижер Филипп Чижевский.
5. Интересно для любого возраста и любой профессии
Проект первоначально ориентирован на тех, кто с музыкой на «Вы». Но и тем, кто учится в музыкальной школе, колледже и консерватории, полезно кое-что вспомнить и погрузиться в это увлекательное путешествие. «Язык музыки» создан и для детей, и для подростков, и для мам, и для пап, и для бабушек, и для дедушек. Он полезен и офисному работнику, и врачу, и водителю автобуса. Словом, универсален – как и сама музыка. И может стать отличным предлогом для выстраивания диалога родителей со своими детьми. Мало, что так объединяет поколения, как совместный опыт увлеченного узнавания нового.
Первый концерт прошел с большим успехом, хотя и без ажиотажа. Следующие концерты обещают нам раскрыть все тайны клавишной и вокальной музыки. Подробное расписание и билеты доступны на официальном сайте проекта.