Учитель литературы «Новой школы» в Москве Виктор Симаков делится с редакцией «Вашего досуга» обширным списком книг, рекомендованных к прочтению тем, кто переходит из десятого класса в одиннадцатый. Сначала идут несколько книжек с аннотациями (краткими пояснениями), потом — много других просто списком.
Фикшн
Эсхил. «Орестея» (458 г. до н. э.)
Древние греки ставили спектакли трилогиями, то есть три трагедии в день. Единственная трилогия, дошедшая до нас полностью, — «Орестея» Эсхила. Это трагическая история рода Атридов, в котором преступления множатся и множатся. Герои «Орестеи» — Агамемнон, Кассандра, Клитемнестра, Орест, Электра — давно стали вечными образами литературы. Им посвящены также пьесы Софокла («Электра»), Еврипида («Электра», «Орест»), Сенеки («Агамемнон»), Сартра («Мухи») и многих других.
Кристофер Марло. «Трагическая история доктора Фауста» (1588-1593?)
Кристофер Марло — величайший из предшественников Шекспира в британском театре, а его «Фауст» — самая смелая из его пьес. В версии Марло Фауст — вольнодумец, одержимый жаждой власти над миром и неограниченной свободы. Мефистофель — падший ангел, который одновременно и помогает, и сочувствует ему. Как и позже у Шекспира, дерзновенный герой неизбежно должен быть наказан. Пьесу стоит прочитать ещё и для того, чтобы увидеть, от чего отталкивался спустя два столетия Иоганн Вольфганг Гёте. Он, кстати, был человеком куда более традиционных воззрений, чем скандалист Марло.
Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (1605-1615)
Гротескная и печальная книга о рыцаре, дерзнувшем повернуть время вспять. Пожалуй, настало время вам прочитать её полностью. Достоевский считал «Дон Кихота» главной книгой всех времён и народов. Два томика, которые можно считать отдельными романами, предвещают практически все крупные явления в литературе последних четырёх веков — от барокко до постмодернизма. Обратите особенное внимание на второй том, написанный спустя десять лет после первого: это тот редкий случай, когда продолжение получилось грандиознее и гениальнее оригинала.
Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782)
Среди всех романов эпохи Просвещения этот, вышедший за несколько лет до революции, наверное, самый волнующий для современного читателя. В XVIII веке он воспринимался как злой, смелый и совсем не подходящий для чтения молодёжью. Ещё спустя лет тридцать после публикации книги её продолжали осуждать за оскорбление нравственности. Книга представляет собой собрание откровенных писем об авантюрах известного сердцееда виконта де Вальмона и его коварной подруги маркизы де Мертей. «Все приедается, мой ангел, таков уж закон природы: не моя в том вина…»
Иван Тургенев. «Месяц в деревне» (1850)
Можно ли любить одновременно двоих? А троих? Этот странный вопрос лежит в основе печальной комедии Ивана Тургенева. По мастерству психологического анализа и виртуозному использованию подтекста пьеса предвосхищает комедии Антона Чехова. И, как и у Чехова, использование термина «комедия» у Тургенева столь же двусмысленно. Пьеса об утраченных иллюзиях, слабых людях и уходящей юности. «Все вы прекрасные люди… все, все… и между тем…»
Чарльз Диккенс. «Холодный дом» (1853)
Самый виртуозно написанный роман Диккенса. Основой сюжета стала долгая судебная тяжба, тянущаяся десятилетиями и давно лишившаяся смысла. В романе два повествователя, каждый из которых рассказывает историю в своей манере. Мало того: один из них неизменно наполняет повествование полифонией разных голосов. Поражает способность Диккенса мгновенно и легко переходить от высокой трагедии к фарсу, от беспощадной сатиры к сентиментальности — и назад.
Гюстав Флобер. «Воспитание чувств» (1869)
В этом романе Флобер предвосхитил модернистскую литературу XX века. Сюжет как будто содержит много событий, но с определённого момента читатель начинает чувствовать, что весь этот бурлящий поток жизни ровным счётом ничего не значит. Книга о пустоте жизни, жёсткая, печальная и беспощадная.
Фёдор Достоевский. «Бесы» (1872)
Однажды Достоевский задумал написать «Житие великого грешника», чтобы разобраться в бесах, сидящих внутри человеческой души. Постепенно замысел вышел за первоначальные рамки — бесов в романе стало много. И это не только имморалист Ставрогин, но и интриган Верховенский, безумец Лебядкин, фанатик Шатов, гордячка Лизавета, беглый каторжник Федька. «Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» — гласит библейский эпиграф к этому роману-предупреждению. Одна из важнейших линий сюжета основана на подлинном преступлении, весьма нашумевшем в то время. А глава «У Тихона» получилась столь скандальной по содержанию, что автору пришлось изъять её из романа. Теперь её печатают в приложении к роману. Но вы обязательно читайте роман вместе с ней.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна» (1884)
Не удивляйтесь, эта книга стоит того, чтобы её перечитать. То, что когда-то воспринималось как авантюрное повествование, вы теперь готовы увидеть по-другому. Совершенно не детская, по-своему страшная, книга рассказывает о человеческом равнодушии, ограниченности, жестокости и медленно разворачивает перед глазами картину провинциальной Америки и застывшего времени. В основу всех сюжетов легли впечатления автора от путешествий по Миссисипи. Эту книгу традиционно считают началом реализма в американской литературе. Кроме того, Марк Твен изобрёл особый тип повествования — просторечное и обаятельно-косноязычное, рассказ от лица подростка. Тут он предвосхитил Сэлинджера с его «Над пропастью во ржи» (1951) и много кого ещё.
Эдуар Дюжарден. «Лавры срезаны» (1887)
Маленький и симпатичный роман, открывший технику потока в мировой литературе. Это когда мысли о прошлом, настоящем и будущем смешиваются с визуальными образами — и всё это даётся единым нераздельным потоком. Публикация книги не вызвала особого интереса публики: роман канул бы в небытие, если бы не Джеймс Джойс, который однажды купил его в Париже у букиниста, открыл и понял, что вот она, литературная техника, нужная новой литературе. Так и получилось, что Дюжарден косвенно повлиял на всю литературу следующего столетия. Спустя годы Джойс познакомился с Дюжарденом и подарил ему своего «Улисса» с дарственной надписью: «Эдуарду Дюжардену, провозвестнику внутренней речи. Нераскаявшийся вор, Джеймс Джойс». В 2017 году роман Дюжардена был, наконец, переведён на русский язык и опубликован в журнале «Иностранная литература»; отдельным изданием он у нас пока не выходил.
Джозеф Конрад. «Лорд Джим» (1900)
Джозеф Конрад, он же Юзеф Теодор Конрад Коженёвский — поляк, всю жизнь писавший на неродном английском языке и ставший реформатором английской прозы. Он вроде бы пишет приключенческие романы, но делает повествование очень необычным: субъективным и ассоциативным; часто сталкивает разные точки зрения и не прописывает все причинно-следственные связи, оставляя читателю право самому додумывать мотивы тех или иных чувств и поступков героев. В «Лорде Джиме» есть экзотический антураж и приключенческая фабула, однако автор в первую очередь занят психологическим анализом поведения героя в чрезвычайных обстоятельствах.
Фёдор Сологуб. «Мелкий бес» (1905)
Один из первых модернистских текстов русской литературы. Зловещий учитель-садист Ардальон Борисович Передонов, явно безумный человек, работает себе в гимназии, устраивает свою жизнь, общается с окружающими людьми, которое не обращают на его странности никакого внимания. А потом случается страшное. Болезненный, патологический и притягательный роман, обнаруживающий сильное влияние Гоголя и Достоевского.
Ромен Роллан. «Жан Кристоф» (1904-1912)
Хотите роман размером с «Войну и мир»? А вот он. Огромная биография вымышленного композитора Жана Кристофа, прототипом которого послужил Бетховен. Шедевры Жана Кристофа, его неудачи и биография описаны так подробно, что очень скоро начинаешь ловить себя на желании услышать, наконец, музыку главного героя. Но нет: всё это плод воображения Ромена Роллана. Такой же трюк проделан позже в куда более известном романе Томаса Манна «Доктор Фаустус» (1947); эта книжка короче, но сложнее.
Марсель Пруст. «По направлению к Свану» (1912)
«В поисках утраченного времени» Марселя Пруста ещё больше, чем «Война и мир», семь томов. Поэтому говорю только о первом из них — «По направлению к Свану». Встаёт вопрос, можно ли назвать этот том самостоятельным произведением; оставим его без ответа. Пруст требует от читателя много терпения и внимания. И хотя читать его очень трудно, пройти мимо нельзя: «В поисках утраченного времени» — один из китов, на которых стоит вся литература XX-XXI веков. Главный герой Марсель — двойник автора — медленно припоминает все подробности своего детства и взросления через запахи, вкусы, ощущения. Замечу, впрочем, что есть альтернативное мнение по поводу первого знакомства с Прустом: иные знатоки советуют для начала взять третий том, «У Германтов», его якобы читать легче, чем первый.
Джеймс Джойс. «Портрет художника в юности» (1914)
Первый и частично автобиографический роман великого ирландского писателя Джеймса Джойса. В нём ещё нет зубодробительной литературной техники «Улисса» (которого читать предельно сложно) и «Поминок по Финнегану» (его читать невозможно), зато есть пристальное наблюдение за интеллектуальным и религиозно-философским становлением своего персонажа, который весьма критично смотрит и на религию (католицизм), и на свою родину (Ирландию).
Юрий Олеша. «Зависть» (1927)
Юрий Олеша — один из главных русских авторов XX века, мастер метафор и парадоксов, до сих пор, к сожалению, не оцененный по достоинству. Большая часть его прозы конца 1920-х годов — интенсивная рефлексия над местом человека в новом мире, который больше, кажется, подходит для неунывающих энтузиастов, чем для думающих, сомневающихся людей. Небольшой роман «Зависть» — центральное произведение Олеши, наполненный отчаянием, искренностью, болью и надеждой.
Анатолий Мариенгоф. «Циники» (1928)
Один из самых смелых советских романов — о людях, потерявших нравственные ориентиры в годы тотальных изменений в стране. Мариенгоф опубликовал роман не на родине, а за границей, в Берлине, и был за это подвергнут в СССР травле. В нашей стране книга издана только в 1988 году. В своё время Иосиф Бродский назвал «Циников» лучшим русским романом.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Южный почтовый» (1929)
С этого романа начинается творческий путь одного из самых необычных писателей мира. Лётчик, мыслитель, романтик, Сент-Экзюпери написал небольшую книжку о бегстве и невозможности взаимопонимания между людьми. Роман наполнен, даже переполнен туманными символами и описаниями сновидений; очень хорошо видно, что автор начитался символистской поэзии и пытается перенести её язык в прозу.
Герман Гессе. «Нарцисс и Гольдмунд» (1933)
Красивый и мудрый роман-притча Германа Гессе — о разных дорогах, которые мы выбираем. Познавать мир можно рационально и эмоционально — и этими путями идут двое героев романа, монах Нарцисс и странник Гольдмунд (Златоуст). Сюжет отражает идею Фридриха Ницше о двух типах культуры — аполлоническом (рациональном/созерцательном) и дионисийском (эмоциональном/стихийном). Действие происходит в условные средневековые времена.
Мигель Анхель Астуриас. «Синьор Президент» (1933)
Великий гватемальский писатель исследует природу тирании. Исследует очень необычным образом: наполняя текст многоцветием голосов, яркими звуками, запахами и красками. В этом романе всё кричит о страдании и насилии. Поскольку в то время Гватемала, да и вся Латинская Америка была краем тиранических режимов, роман удалось опубликовать только спустя 13 лет после написания — в 1946 году.
Борис Виан. «Пена дней» (1946)
Смешная и печальная сюрреалистическая фантазия о современном автору Париже и его культуре. В этой книге играют на пианоктейле (смешивают коктейли с помощью пианино), отогревают телами винтовочные стволы, разговаривают с мышами и страдают от кувшинок, растущих в лёгких. Один из героев тратит все свои деньги на полное собрание сочинений Жана-Соля Партра — великого и ужасного философа, гипнотизирующего молодёжь… Жан-Поль Сартр не обиделся на Виана и опубликовал несколько глав из его романа в своём журнале. Есть любопытная экранизация этого романа, сделанная Мишелем Гондри; насчёт её адекватности оригиналу мнения расходятся.
Габриель Гарсиа Маркес. «Осень патриарха» (1975)
Грандиозный роман о правителе одной латиноамериканской страны, который держит власть долго-долго и всё никак не может умереть. Один из самых захватывающих и по-своему поэтичных романов о тирании. На культовые «Сто лет одиночества» книга совсем не похожа: Гарсиа Маркес умеет быть очень разным. Повествование о жизни президента складывается из сплетен, легенд, историй, которые то ли происходили с ним, то ли выдуманы — и неясно, где правда, а где вымысел.
Умберто Эко. «Имя розы» (1980)
Главные герои романа монах Вильгельм Баскервильский и его помощник Адсон (можно я не буду расшифровывать аллюзии?) Они расследуют череду убийств в средневековом монастыре. Постепенно выясняется, что всему виной — неизвестная книга Аристотеля… Первый роман итальянского писателя и учёного-медиевиста Умберто Эко не только стал бестселлером, но и породил лавину исторических детективов, которые вслед за Эко принялись писать Акройд, Перес-Реверте, Дэн Браун, Акунин и многие другие. В 1983 году, после публикации английского перевода «Имени розы», роман разошелся тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. Популярность книги повлекла за собой многочисленные переиздания академических трудов и публицистики Эко: даже самые серьезные из его книг («Поэтики Джойса», «Роль читателя», «Искусство и красота в средневековой эстетике» и другие) изданы тиражами в сотни тысяч экземпляров.
Евгений Водолазкин. «Лавр» (2012)
Русский магический реализм. Евгений Водолазкин — хороший специалист по древнерусской литературе в целом и по житиям юродивых в частности. Создавая роман о русском юродивом Арсении-Устине, автор смешал в его биографии факты из легендарных биографий разных угодников-эксцентриков — от римского Алексея Человека Божьего до пушкинского Ивана Большого Колпака. А чтобы книга не была похожа на исторический роман, разбросал по дорогам пластиковые бутылки, а по тексту — смешные языковые канцеляризмы.
Нон-фикшн
Соломон Волков. «Диалоги с Иосифом Бродским» (1997)
Соломон Волков — автор нескольких книг диалогов с известными людьми: от Евтушенко до Спивакова. Книга диалогов с Бродским — может быть, самая ценная в этом ряду. Бродский рассказывает о своей жизни и рассуждает о поэзии (Цветаева, Ахматова, Пастернак, Фрост, Оден).
Дональд Рейфилд. «Антон Чехов» (1998)
Подробно и откровенно — о жизни Антона Чехова. Автор представляет жизнь классика без умолчаний, так что перед читателем он предстаёт очень живым и понятным.
Питер Гэй. «Модернизм. Соблазн ереси: от Бодлера до Беккета и далее» (1998)
Впечатляющая попытка рассказать о модернизме в литературе и искусстве. Автор книги — американец Питер Гэй — не искусствовед и не литературовед, он историк и, возможно, поэтому не злоупотребляет специальной терминологией, а излагает материал просто, доходчиво, не теряя при этом в профессионализме. Гэй начинает с середины XIX века, с эпохи Флобера и Бодлера, и доводит повествование до формирования постмодернизма в литературе и поп-арта в искусстве. Жаль, что русская модернистская литература представлена в этой книге только поздним Чеховым и мимолётным упоминанием Пастернака.
Андрей Зорин. «Жизнь Льва Толстого: Опыт прочтения» (2020)
Книга о Толстом-человеке. Андрей Зорин видит в основе толстовского мировоззрения и творчества его трезвый, пристальный анализ своего человеческого естества и даже бунт против него. Материалом для разговора о подлинном Толстом становятся его письма и дневники.
РАСШИРЕННЫЙ СПИСОК
Фикшн
- Софокл. «Антигона», «Филоктет», «Электра»
- Еврипид. «Медея», «Федра», «Электра», «Вакханки», «Геракл», «Ифигения в Авлиде»
- Уильям Шекспир. «Король Лир», «Гамлет», «Антоний и Клеопатра», «Много шума из ничего», «Макбет», «Ричард II», «Ричард III», «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь»
- Жан-Батист Мольер. «Дон Жуан»
- Джон Филдинг. «История Тома Джонса, найденыша»
- Фридрих Шиллер. «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль»
- Джейн Остин. «Мэнсфилд-парк»
- Виктор Гюго. «Труженики моря», «Человек, который смеется», «Последний день приговоренного к смерти»
- Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра», «Золотой горшок», «Мадемуазель де Скюдери»
- Чарльз Роберт Метьюрин. «Мельмот-скиталец»
- Оноре де Бальзак. «Блеск и нищета куртизанок», «Шагреневая кожа»
- Генрик Ибсен. «Бранд», «Дикая утка», «Строитель Сольнес», «Гедда Габлер»
- Иван Тургенев. «Месяц в деревне», «Клара Милич»
- Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия», «История Генри Эсмонда»
- Чарльз Диккенс. «Торговый дом Домби и сын», «Тяжелые времена», «Повесть о двух городах»
- Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари», «Иродиада», «Саламбо»
- Эмиль Золя. «Западня», «Проступок аббата Муре», «Жерминаль», «Человек-зверь»
- Томас Гарди. «Джуд Незаметный»
- Редьярд Киплинг. «Ким»
- Оскар Уайльд. «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», «Саломея»
- Теодор Драйзер. «Финансист», «Титан», «Стоик», «Американская трагедия»
- Лев Толстой. «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Люцерн», «Крейцерова соната», «Воскресение»
- Федор Достоевский. «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы»
- Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Профессия миссис Уоррен»
- Джеймс Джойс. «Дублинцы»
- Гариэле Д’Аннунцио. «Невинный»
- Андре Жид. «Пасторальная симфония»
- Михаил Булгаков. «Белая гвардия», «Бег», «Театральный роман»
- Франсуа Мориак. «Клубок змей»
- Томас Манн. «Будденброки»
- Генрих Манн. «Верноподданный»
- Альфред Дёблин. «Берлин, Александрплац», «Подруги-отравительницы»
- Антуан де Сент-Экзюпери. «Ночной полёт», «Планета людей»
- Альбер Камю. «Посторонний», «Чума», «Калигула»
- Жан-Поль Сартр. «Мухи», «Тошнота»
- Грэм Грин. «Суть дела»
- Герман Гессе. «Петер Каменцинд», «Демиан», «Сиддтхартха», «Степной волк», «Паломничество в Страну Востока»
- Владимир Набоков. «Подвиг», «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Изобретение Вальса», «Дар», «Пнин», «Приглашение на казнь», «Камера обскура»
- Гайто Газданов. «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа»
- Юрий Олеша. «Зависть», рассказы («Лиомпа», «Любовь», «Вишневая косточка», «Альдебаран»)
- Исаак Бабель. «Одесские рассказы»
- Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито»
- Алексей Н. Толстой. «Хождение по мукам», «Петр Первый»
- Анатолий Мариенгоф. «Циники»
- Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие», «Праздник, который всегда с тобой»
- Фрэнсис Скотт Фитцжеральд. «Великий Гэтсби»
- Эрих Мария Ремарк. «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Три товарища»
- Генрих Бёлль. «Глазами клоуна»
- Гюнтер Грасс. «Жестяной барабан»
- Дино Буццатти. «Татарская пустыня»
- Гайто Газданов. «Призрак Александра Вольфа»
- Варлам Шаламов. Рассказы колымского цикла (сборники «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка или КР-2»), «Анна Ивановна»
- Алла Соколова. «Фантазии Фарятьева», «Кто этот Диззи Гиллеспи?»
- Юз Алешковский. «Рука»
- Энтони Бёрджесс. «Заводной апельсин»
- Кен Кизи. «Над кукушкиным гнездом»
- Уильям Стайрон. «Выбор Софи»
- Стивен Кинг. «Мизери», «Сияние», «Мертвая зона»
- Милан Кундера. «Жизнь не здесь», «Невыносимая легкость бытия»
- Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта», «Волхв»
- Саулюс Томас Кондротас. «Взгляд змия»
- Хуан Рульфо. «Педро Парамо»
- Марио Варгас Льоса. «Город и псы», «Зеленый дом», «Скромный герой»
- Джон Апдайк. «Кролик, беги», «Кентавр», «Иствикские ведьмы»
- Габриель Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», «Хроника смерти, о которой все знали заранее», «Похороны Великой Мамы», «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке»
- Патрик Зюскинд. «Контрабас»
- Орхан Памук. «Стамбул. Город воспоминаний», «Дом тишины», «Музей невинности»
- Том Стоппард. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Берег Утопии»
- Мартин Макдонах. «Королева красоты», «Сиротливый Запад», «Человек-подушка»
- Салман Рушди. «Земля под ее ногами», «Дети полуночи», «Последний вздох мавра»
- Джон Максвелл Кутзее. «Бесчестье», «Осень в Петербурге»
- Кадзуо Исигуро. «Остаток дня», «Ноктюрны», «Погребенный великан»
- Джеффри Евгенидис. «Девственницы-самоубийцы»
- Маргарет Этвуд. «Рассказ служанки»
- Арундати Рой. «Бог мелочей»
- Джулиан Барнс. «Метролэнд», «Шум времени», «Попугай Флобера»
Нон-фикшн
- Варлам Шаламов. «Четвёртая Вологда», «Вишера. Антироман»
- Владимир Топоров. «Странный Тургенев»
- Петр Вайль, Александр Генис. «Родная речь. Уроки изящной словесности», «Гений места»
- Орхан Памук. «Стамбул. Город воспоминаний»
- Лев Лосев. «Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии»
- Дмитрий Быков. «Борис Пастернак»
- Захар Прилепин. «Есенин. Обещая встречу впереди», «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»
- Павел Басинский. «Лев Толстой: Бегство из рая», «Лев Толстой — свободный человек»
- Виктор Сонькин. «Здесь был Рим»
- Бенгт Янгфельдт. «Ставка — жизнь. Владимир Маяковский и его круг», «Заметки об Иосифе Бродском»
- Валерий Есипов. «Шаламов»
- Олег Лекманов. «Осип Мандельштам»
- Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский. «Венедикт Ерофеев: посторонний»
- Мария Степанова. «Памяти памяти»
- Александр Стесин. «Африканская книга»