Аналогов у этого проекта нет. В Нидерландах есть музей Corpus, где посетитель путешествует по организму человека, — но это скорее галерея, в которой на специальных панелях находится информация о том или ином органе. В «Живых системах» посетители проводят настоящие эксперименты — в первую очередь на себе.
Музей занимает два этажа. Каждый зал посвящен определенной теме: «Измерь себя», «Сердечно-сосудистая система», «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Опорно-двигательная система» и другие. Все начинается с измерения собственных параметров: ваш вес относительно веса других животных, длина прыжка... Даже сила крика — чтобы ее измерить, надо засунуть голову в специальный куб и крикнуть изо всех сил. Датчики покажут, способны ли вы перекричать кашалота или синего кита. В зале, посвященном опорно-двигательной системе, можно покрутить педали на настоящем велосипеде и в зеркале увидеть, как движется твой скелет. В регуляторном зале предлагают помочь фагоцитам поймать микробов, а в дыхательном — проверить объем своих легких.
Второй этаж отдан теме «Восприятие» — здесь можно, например, полежать на кровати из 3000 гвоздей или посмотреть на мир глазами собаки, акулы и мухи. А еще здесь знакомят с различными иллюзиями, самая эффектная из них — «Вращающийся коридор»: движется стена, а не пол, но вы все равно падаете.
Любопытно, что объектом исследования становится не только человек, но и другие живые системы — и даже фантастические существа. Вполне серьезно изучается возможность огненного дыхания дракона, а в песке можно обнаружить скелет русалки. Посетителям рассказывают, почему кости Годзиллы не выдержали бы его вес и как можно стать зомби с помощью яда рыбы фугу.
В специальном зале в режиме нон-стоп крутят научные мультфильмы канадской команды биологов и художников, рассказывающие о том, почему люди плачут и что будет, если перестать спать.
К новому учебному году здесь появятся и новые экспонаты: «Асимметрия лица», «Куб с тараканами» (тренажер для избавления от инсектофобии), «Содержание соли». Кроме того, будут разработаны и запущены программы, адаптированные для людей с ограниченными возможностями, а также специальные интерактивные уроки для школьников.