В Москве с трудом, но все же появляются магазины, которые работают не только за прибыль, но и за идею. В обзоре «ВД» — три таких новых места, в которые стоит зайти: магазин с сувенирами «особых художников», благотворительный магазин и необычная цветочная лавка.

«Наивно? Очень»

naivno.com
Открылось: в июне

 

Что это такое
Сувенирная лавка на ArtPlay, торгующая работами «особых художников»: футболками, посудой, куклами, декоративными подушками и масками, выполненными в стиле наивного искусства. Курирует проект Нелли Уварова. Несколько лет назад, случайно увидев работы студентов «Особых мастерских» при 21-м колледже (единственном в Москве, где учат детей с особенностями развития ментального характера), актриса совершенно в них влюбилась. И решила помогать талантливым студентам, которые после выпуска из-за проблем с трудоустройством оказывались никому не нужны, организовав для них производственные мастерские и интернет-магазин. Идея была рискованная: в России людей с синдромом Дауна, аутизмом и другими схожими состояниями до сих пор воспринимают с предубеждением. При том, что «особые» люди, как правило, наделены солнечной энергетикой и творческим даром, — это известно всякому «нормальному», которому довелось с ними общаться. У Нелли Уваровой было две цели: во-первых, помочь своим подопечным социализоваться, во-вторых — доказать, что их работы имеют художественную ценность. Что покупать эти тарелки и майки будут не из жалости, а потому что они классные. Проект и правда оказался жизнеспособным: устоял в кризис, когда потонуло множество коммерческих предприятий, а недавно открыл свой первый оффлайн-магазин в одном из самых симпатичных московских пространств, на ArtPlay.
Что купить и сколько это стоит
От 70 р. за магнит до 1000 р. за подушку, тарелку или футболку. Купить хочется более-менее все, выбор зависит только от финансовых возможностей и личной симпатии к той или иной авторской манере. На недавней ярмарке в Питере, например, вмиг расхватали тарелки и кружки из «крокодильской» серии Тимура Штромана. Всегда хорошо покупают посуду из серии «Города» Даши Глиэр, футболки с барсуком работы Дмитрия Кошенского, «матиссовские» подушки Михаила Кузнецова и «шагаловские» тарелки Романа Горшенина. Хороши остроумные «литературные» серии — вдохновленные Достоевским, Маяковским, Сашей Черным.
Планы
Выпуск полиграфии: постеров, открыток. Производство авторских нетиражных работ: картин, ваз, зеркал. Есть планы запустить свой литейный цех и печи для обжига.

«Лавка радостей»

lavkaradostej.ru
Открылось: в мае
Что это такое
«Первый в Москве настоящий благотворительный магазин», когда-то произведший фурор одним своим появлением, вырос и на пятом году жизни открыл вторую точку, на ArtPlay. Если не знать, что за этим стоит, место покажется комиссионкой, разве что с необычайно широким (порой до причудливости) ассортиментом и сверхдемократичными ценами.
«Своим существованием мы решаем сразу несколько проблем, — говорит директор благотворительного фонда «Детские сердца» Катя Бермант, придумавшая «Лавку». — Мы экологичны: вторичное потребление — это правильно, вещи должны служить долго. Мы помогаем одеться тем, у кого немного денег. Мы собираем средства на благотворительный проект. Мы объединяем людей, поскольку представляем собой скорее клуб, чем магазин».
Хорошие и новые, но отчего-то не полюбившиеся вещи есть дома у каждого: все эти единожды надетые платья на выход, купленные в отпускном раже сувениры, пришедшиеся не по вкусу подарки... Собирайте, несите в «Лавку» и даже не сомневайтесь: кому-то все это пригодится. «Нам порой приносят такие вещи — диву даешься, — говорит Катя Бермант. — Как-то был головной убор североамериканского индейца. Так женщины просто бились за него — у каждой ведь есть сын, которому непременно нужно надеть эту штуку!»
Вещи от дарителей принимаются безвозмездно. А выручка от продажи поступает на счета «Все вместе» — своеобразного профсоюза, объединяющего 40 благотворительных фондов Москвы (в него входит и фонд Кати Бермант).
Что купить и сколько это стоит
Вещей дороже 2–3 тысяч здесь не бывает, даже если это «кутюрный» наряд, а тут такие встречаются. Ценников нет: о цене нужно спрашивать продавца, который сообщит вам о «рекомендованной стоимости пожертвования». Она обычно составляет 10—13 процентов от реальной стоимости вещи, но контролировать вас и следить за тем, сколько вы опустили в ящик для пожертвований, никто не станет. Украшения и безделушки обычно стоят рублей 100, блузки — 200, платья и обувь — 300. Встречаются покупатели, готовые торговаться даже при таких символических ценах, — в этом случае продавцу приходится вежливо объяснять, что смысл благотворительного магазина не в том, чтобы одеть нуждающихся (для этого есть другие организации), а в том, чтобы собрать деньги на благотворительные проекты.
Планы
Сделать из «Лавки» в полном смысле клуб, с мастер-классами и выставками. Привлечь волонтеров и бренды, которые могли бы сдавать сюда товарные остатки (сейчас их всего три: H&M, Adidas, «Снежная королева»).

«Велоцветочница»

Cтраница на Facebook
Открылось: в июне
Что это такое
Самый атмосферный из всех цветочных магазинов города родился из гениально простой идеи: тут делают букеты из того, что растет в полях и садах Подмосковья. Календула и маргаритки, клевер и полынь, рогоз и петушки, черноплодка и облепиха — все эти скромные обитатели средней полосы, которых мы не замечаем под ногами, в «Велоцветочнице» идут на «охапки» и «охапочки». «Конечно, наш выбор ограничен: приходится иметь дело с тем, что подоспело к этому моменту в природе, — говорит хозяйка магазина Соня Польская. — Но из-за того, что все эти цветы выросли в один сезон в одной полосе, они всегда сочетаются между собой, и что бы ты ни делал, выходит красиво. Даже если сделано впопыхах, даже если что-то торчит, оно торчит живописно».
Вся эта растительность — обычный ассортимент подмосковных дач, так что как-то сами собой в качестве поставщиков вокруг «Велоцветочницы» собрались пенсионеры-дачники. «Меня все отговаривали: говорили, что работать с ними будет трудно, — говорит Соня. — Но адекватные люди есть везде, и сейчас со мной сотрудничают примерно 15 бабушек и дедушек, которым я абсолютно доверяю. Наш проект вообще оказался супервзаимовыгодной историей. От него хорошо пенсионерам, которые получают заработок и необходимое им ощущение собственной нужности. Хорошо покупателю, который может недорого купить классный букет. Хорошо мне, потому что я могу жить на эти деньги».
Что покупать и сколько это стоит
Самый маленький букет здесь стоит 200 рублей. Дальше все зависит от фантазии покупателя, который сам определяет, сколько ему не жаль отдать за цветы. В любом случае цены здесь радикально отличаются от цен в обычных цветочных магазинах. Самым дорогим в истории «Велоцветочницы» была «ванна цветов», которую сделали мужчине, заказавшему букет на 6000. «Он потом звонил в девять утра, — говорит Соня. — Не знал, как унести. Слава богу, машину недалеко припарковал».
Планы
В своем нынешнем формате «Велоцветочница» (а сейчас это Соня и еще две девушки) проект сезонный: уже в августе растений стало заметно меньше. Планируется до октября собирать букеты, а там уйти на каникулы. За пару летних месяцев у магазина образовался круг заказчиков, которым его явно будет не хватать, и это не только рестораны и офисы, но и девушки, которые просто хотят всегда иметь букет. «Это правильно: растения — must have, они должны быть дома постоянно. Мне это всегда казалось очевидным, и я до сих пор удивляюсь, что кто-то думает иначе».