Надежда Челомова — психолог и создатель популярного телеграм-канала «Чтения и терапия» (о книгах и о том, что можно читать в разных жизненных ситуациях — это называется библиотерапия) вместе с «Прямой речью» рассказывает почему на этой неделе вам жизненно необходимо послушать Сергея Юрского, Александра Ширвиндта, Ингеборге Дапкунайте, Юлию Высоцкую на фестивале «Прямая речь. Вслух» и зачем для поездки в Вену нужно сходить на лекцию «Ключи к Брейгелю» в Москве.
О фестивале «Прямая речь. Вслух»
8-11 ноября, вечернее начало. Подробнее.
Ноябрь у нас не всегда создан для легких прогулок по улицам города, поэтому романтический настрой можно перенести, например, в область саморазвития. Лично для меня идеальный вариант, если это будут лекции о культуре и искусстве.
Я помню, как на экскурсии в музее Анны Ахматовой, Фонтанном доме, услышала запись ее голоса, настоящего, невыдуманного. Сотрудница музея включила запись на магнитофоне (был ли это компакт-диск? аудиокассета?), и сквозь скрип и треск я расслышала тоже скрипучий и низкий (или голос был ясен, а так смешалось в моей голове?) голос Анны Андреевны. Я поймала себя тогда на глуповатом удивлении, что Ахматова действительно существовала, и вот я слышу ее голос.
Я помню, как впервые услышала голос Иосифа Бродского, читающего свои стихотворения. Он жил позже Ахматовой, поэтому можно еще и на видеозаписях увидеть этот процесс. Монотонный, сильный, волной несущий одно слово за другим, голос Бродского вспоминается моментально, узнается из тысячи, продолжает жить.
На чтецком фестивале читать тексты Бродского, Бабеля, Булгакова, Пастернака, Саши Черного, Веры Павловой, Дениса Драгунского будут другие люди. Но их голоса смогут перенести нас в мир, где поэты звучат по-настоящему, где можно будет закрыть глаза и оказаться окруженными чистым звуком, смехом, теплом.
В чтецах очень крутые люди: Сергей Юрский, Александр Ширвиндт, Ингеборга Дапкунайте, Юлия Высоцкая. С ними голоса поэтов оживут в очередной раз, чтобы накатиться волной слов и смыслов, вдохновить и поддержать, порадовать. Хорошая причина не грустить темными ноябрьскими вечерами.
О лекции Татьяны Пигаревой «Ключи к Брейгелю»
7 ноября, 19:30.
Для меня это личная ноябрьская «вишенка на торте». Татьяна будет рассказывать о жизни и творчестве Питера Брейгеля Старшего, попробует сформулировать вместе со слушателями, почему творчество этого художника так отзывается русской душе.
По случаю 450-летнего юбилея Брейгеля в Вене открылась посвященная ему уникальная выставка: представлено 90 работ (при том, что всего сохранилось около 100)! Выставка продлится до середины января, и ехать туда стоит уже подготовленными. Однако даже если Вена вам будет не по пути, приходите на лекцию в «Прямую речь» — она с лихвой окупит все ожидания.
Мне стало интересно, чем самой ведущей интересен Питер Брейгель и его творчество. Мы успели немного поговорить с Татьяной, и она рассказала об этом так светло, влюбленно, трогательно, что я не удержалась и хочу привести здесь наш небольшой диалог.
Татьяна, что вас саму зацепило в творчестве Брейгеля? Есть ли что-то такое, от чего захватывает дух и мурашки по коже?
Брейгель он как раз весь про «до мурашек». Ныряешь в его пространство сразу, физически, до горизонта, до последнего штриха.
Как сейчас помню сцену университетских лет: сидим с подругой и в советском альбоме при помощи тяжелой прабабушкиной венецианской лупы разглядываем детали и придумываем истории про персонажей. Вот этот человечек у мельницы — на утесе в «Несении Креста», почему он руку поднял, кто такой? Или пучеглазый, лохматый, на бочке в «Детских играх» — смотрит на тебя, как будто ждет чего-то. А старик в дверях у косяка на «Деревенской свадьбе», сердце разрывается, как он глаза от счастья отводит. И таких тысячи, и каждый со своей судьбой, даже последняя согбенная закорючка.
До психологического портрета еще далеко — да здесь и не нужно — брейгелевские «куколки» людей простой деталью, намеком, контуром цепляют намертво. И бабочки в голове. А теперь, когда к выставке появился сайт insidebruegel.net, можно нырнуть — и так и провести неделю, запоем. Деталь — бог всего. Через деталь начинаешь раскручивать эмоцию, память, мысль, фантазию. Здесь даже не нужно «ключей» — просто смотри. И еще, спасибо макросъемке, в очередной раз убеждаешься, что гении — они все знали. История грядущего искусства, она и в миллиметровых фрагментах Брейгеля. Вот морской пейзаж в самой глубине «Жатвы» — привет Моне и К. Лошадка с санями в «Охотниках на снегу», ее на оригинале и не разглядишь — это же Джакометти. А фрагменты города в «Вавилонской башне» — Пауль Клее, а солнце и ветки в «Переписи в Вифлееме — Хокусай. Какие там «мурашки».
Среди тысячи мелочей во «Фламандских пословицах» — их, кстати, на выставку не дали, для особых эстетов повод по дороге и в Берлин заскочить — можно разглядеть слева, под «миром наоборот» — висящую селедку. Она, как и все у Брейгеля — неспроста. Есть поговорка «Здесь не просто селедка», то есть, «тут что-то большее, чем видно на первый взгляд». Разглядывать «селедок» уже счастье, но не даром он ее под земным шаром повесил. Брейгель — такой слоеный фламандский пирог. В каждой работе переплетены история, мораль, аллегории, библейские аллюзии, «мир наоборот» и откровения, Эразм Роттердамский и Рабле, алхимия и Абрахам Ортелий — великий географ и друг Брейгеля, создатель первого географического атласа под говорящим названием Theatrum Orbis Terrarum. Идеальный заголовок для Брейгеля.
Вот это да! Мне сразу захотелось поехать рассматривать селедку. Я явно не одинока в этом желании, и почему-то по постам в социальных сетях и рассказам людей у меня складывается впечатление, что русские почему-то очень ценят творчество Брейгеля Старшего. Может быть, это ошибочное ощущение. И тем не менее, как вам кажется, почему и чем его картины важны для нас сейчас?
Для нас почему важен? Особую любовь русских в Брейгелю попробую разгадать на лекции, а глобально.. в подобных сентенциях смысла мало, но живем в эпоху поверхностного, клипового, быстрого — а Брейгель он про медленное, про вхождение, про нырок «под лед», про то, что нет однозначных истин. И про ответственность за каждую согбенную закорючку. Какой бы поганой она ни была. В каждом его фрагменте — точность и смысл. Он не мастеровой (при всей любви к Брейгелю Младшему и иже с ним), а гений. Повод притормозить.
Я завороженно читаю ответы Татьяны, перечитываю их дважды, трижды, подсовываю родным — «Вам обязательно нужно это узнать!». В ее словах такая сильная любовь и привязанность, что мне даже хочется ускорить время и поскорее услышать ее на сцене — будет ли там такая же магия?