Специально для «Вашего досуга» заместитель главного редактора журнала «Читаем вместе» Сергей Вересков рассказывает о книжных новинках, которые нельзя пропустить в апреле.
«Как-то лошадь входит в бар». Давид Гроссман
Израильского писателя Давида Гроссмана знают далеко за пределами его родины – особенно после того как в 2017 году за роман «Как-то лошадь входит в бар» он получил престижную Международную Букеровскую премию. Надо сказать, что в самом Израиле к Гроссману отношение двоякое: с одной стороны, писателя почитают как современного классика, с другой – правительство мягко говоря недолюбливает автора за его яростные оппозиционные высказывания.
Нашумевший роман описывает всего один вечер из жизни отставного судьи Авишая Лазара в клубе Нетании. Туда он пришел по приглашению своего старинного друга, стендапера Довале. Немолодой комик давно находится в депрессии и просит приятеля, с которым они не общались долгие годы, оценить его выступление – и, таким образом, стать «судьей» всей прожитой им жизни. Само-собой, Авишай, слушая выступление Довале, будет то и дело будет проваливаться в воспоминания, так что к концу книги комик не успеет даже рассказать свой заглавный анекдот про ту самую лошадь из бара. За шутками стендапера, как выяснится, скрывается большая личная трагедия, о которой и предстоит узнать читателям книги.
«Девять совсем незнакомых людей». Лиана Мориарти
Удивительно, но у новой книги Лианы Мориарти – автора того самого нашумевшего романа «Большая маленькая ложь» – есть что-то общее с текстом Давида Гроссмана – в том смысле, что динамичный сюжет здесь почти отсутствует, а вот рефлексирующих героев более, чем достаточно.
Место действия книги – высокогорный закрытый курорт класса «люкс», где собираются «девять совсем незнакомых людей». На протяжении десяти дней они сознательно будут вести весьма аскетичную жизнь – без гаджетов и других прелестей современности. «Плоть» романа составляют их разговоры между собой, воспоминания, обсуждение насущных проблем, малозначительных повседневных событий. Конечно, не обойдется и без интригующей тайны, скрытой в отеле, однако не стоит ожидать от книги столь закрученного сюжета, как в «Большой маленькой лжи»: «Девять совсем незнакомых людей» – хороший пример камерного психологического романа.
«Шестое вымирание. Неестественная история». Элизабет Колберт
Если вы еще не стали адептом Greenpeace или любого другого движения за борьбу с глобальным потеплением и защиту экологии, но очень хотите искренне поверить в дело спасения природы от человека, стоит ознакомиться с новой книгой известной журналистки Элизабет Колберт. Лауреат Пулитцеровской премии, она еще в «нулевых» начала заниматься темой экологии, когда написала исследование «Полевые заметки с места катастрофы: человек, природа и изменение климата».
Теперь же Колберт рассказывает о «шестом вымирании» видов, которое грозит человечеству из-за постоянного загрязнения природы – на эти мысли ее подтолкнула новость о том, что панамская лягушка подхватила неведомый смертоносный грибок, с которым она не может справиться, равно как и сотни близких ей видов амфибий. В общем, книга написана увлекательно, и даже если вы скептически относитесь к эко-активистам, чтение окажется занятным, как своеобразный детектив в масштабах целой планеты.
«Найти виноватого». Джеффри Евгенидис
На весь мир Джеффри Евгенидис прославился после того, как София Коппола в 1999 году экранизировала его роман «Девственницы-самоубийцы», вышедший в свет на шесть лет раньше фильма. Успех он закрепил в 2003-м, когда его книга «Третий пол» получила Пулитцеровскую премию. С тех пор Евгенидис написал еще несколько произведений, однако нельзя сказать, что он балует читателя новыми текстами постоянно. Тем ценнее выход сборника «Найти виноватого», в котором собрана малая проза писателя – начиная с 1990-х и заканчивая 2017 годом.
Десять рассказов, представленные в книге, совершенно разные. Здесь нашлось место и сомнительному профессору-сексологу, и самодостаточной женщине, решившей забеременеть с помощью спринцовки, и американцу, страдающему от амебной дизентерии на тропическом острове в Сиамском заливе. Однако сколь бы различны ни были все эти тексты, каждый из них служит неопровержимым доказательством таланта Евгенидиса, и оправданием громкого выноса на обложке из рецензии The New York Times: «Это станет классикой!».
«Пой, даже если не знаешь слов». Бьянка Мараис
Казалось бы, сюжет про расовые конфликты начал «изживать» себя давно – вместе с изменением социально-политической ситуации в мире. Однако, как показывает искусство, дела в реальности обстоят еще не так хорошо, как хотелось бы. «Пой, даже если не знаешь слов», дебютный роман канадской писательницы южноафриканского происхождения Бьянки Мараис, в этом смысле похож на «Прислугу» Кэтрин Стокетт и «Убить пересмешника» Харпер Ли.
В романе две главных героини – девятилетняя Робин из благополучной белой семьи, обожающая играть в сыщика, и чернокожая Бьюти, мать троих детей. Их судьбы пересекаются на фоне подростковых волнений в Йоханнесбурге – Робин оказывается лишена родителей, а Бьюти будет искать своего пропавшего ребенка. Конечно, подобный «зачин» обещает много душещипательных сцен и финальное «моралите», однако не торопитесь делать таких выводов – роман куда тоньше и глубже, чем кажется поначалу.
«Северная ходьба: Три книги». Игорь Булатовский
Даже истинные поклонники радикальной современной поэзии с ее верлибром и нарочитой «прозаичностью» порой тоскуют по стихам классической формы – с правильными рифмами и плавным ритмом. В этой ситуации сборник Игоря Булатовского ровно то, что нужно. Он ловко и талантливо обращается со словами – неочевидные рифмы вроде «гуашевые» / «важно так» в книге встречаются постоянно, и остается лишь радоваться, что слегка старомодный поэт в столь прекрасной творческой форме вопреки времени.
Но основное достоинство стихов даже не это, а тонкая работа с интонацией, со значением слов, а вернее, с их оттенками: «Облака побуквенно, посложно / говорят по синему листу, / что уже не быть немного — можно, / что уже не быть — немного можно, / просто глядя вверх, не в высоту. / Только эти синие просветы / говорят от бледного лица, / что они пока еще не спеты, / что они пока еще не спеты, / что еще не спелись до конца». В своей афористичности Булатовский иногда напоминает Веру Павлову – при чтении его стихов во рту возникает щекотка от удовольствия, от того, как ладно он играет в слова: «И человек сезона просвещенья / подсматривает правильный ответ: / движенья нет, есть только приближенья, / ученье – тьма, а неученье – свет».
«Как приручить лису (и превратить в собаку): Сибирский эволюционный эксперимент». Ли Дугаткин, Людмила Трут
Сегодня, когда по телевизору можно услышать теории о том, что Земля, оказывается, плоская, а теория эволюционного развития живых видов – не более, чем антирелигиозная выдумка, выход книги Ли Дугаткина и Людмилы Трут как никогда важен. В ее основе – длительный эксперимент советского академика Дмитрия Беляева, который в 1959 году в Сибири попробовал заново «приручить» лису.
Забрав животное из дикой природы, он стал следить за тем, как в «домашних» условиях меняются лисы от одного поколения к другому. И, действительно, у них стали опускаться уши, «закручиваться» хвост, у них менялся окрас. На глазах у ученых происходило то, на что в реальной истории человечества потребовалось более 15000 лет. Собственно, эта книга и описывает все, что уже произошло в ходе эксперимента, который, к слову, еще продолжается в Новосибирске: Людмила Трут – ученица Дмитрия Беляева.
«Столица». Роберт Менассе
Шестидесятитрехлетний австриец с еврейскими корнями Роберт Менассе написал книгу, ставшую в 2017 году литературной сенсацией в Германии, где она была награждена премией Deutscher Buchpreis – аналогом нашей «Большой книги». Текст многослойный – здесь есть и детективная составляющая, и рассуждения о политическом устройстве общества, и авторские рассуждения на разные общественно значимые темы – в общем, он придется по душе поклонникам «Карточного домика» и «Американского таблоида».
Одну из главных героинь, чиновницу Фению Ксенопулу, назначают руководить департаментом культуры при Европейской комиссии. Конечно, это звучит здорово, однако на деле департамент культуры никого не интересует и ни на что не влияет. Поэтому Фения решила организовать праздник, который продемонстрирует все ее таланты. Проект должен пройти под лозунгом «Освенцим не повторится никогда!» – он задекларирует курс движения Европы на построение наднационального государства. Однако вот здесь и начинаются проблемы: Менассе, погружая читателя в мир европейской бюрократии, показывает, что эта цель сегодня по-настоящему никого не волнует. Неслучайно в сюжет романа автор включает реальное событие – теракт исламистов в Брюсселе в мае 2016 года.