Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали аудио-версию материала

Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts | Яндекс |


Пандемию коронавируса часто называют «беспрецедентной». Действительно, для многих людей, которые оказались запертыми в своих домах в разных странах мира, опыт изоляции является беспрецедентным и непростым. Но в позднесредневековой Европе отдельные личности изолировались профессионально. Некоторые люди, в особенности женщины, навсегда выходили из общества, чтобы жить в одиночестве, в монашеской келье, не выходя из комнаты.

Руководства и тексты, написанные такими «отшельниками», дают нам описание их образа жизни и рассказывают об их размышлениях. Так могут ли женщины из далекого Средневековья научиться нас сегодняшних тому, как пережить дни самоизоляции?

Затворницы решали оставаться в тесных камерах по многим причинам. Согласно средневековой религиозной культуре, жизнь в молитве за других поддерживала общество. Изоляция давала затворницам возможность не только выразить свою личную любовь к Христу, но и служить другим верующим своими молитвами и наставлениями. Неудивительно, что затворниц современники часто представляли обладательницами «сверхспособностей», как, например, умением заступаться за умерших в чистилище.

Кроме того, в позднем Средневековье набожность мирян (людей, не являющихся духовенством) процветала. Жизнь затворника не только представляла им возможность выразить свое благочестие, но и предлагала больше свободы для индивидуального созерцания и уединения. Даже больше, чем жизнь монашеская.

Отдельные предупреждения в руководствах для затворников также намекают на менее духовные мотивы. Парадоксальным образом отшельническая жизнь могла превратить затворников в своего рода религиозных знаменитостей. Уединенные кельи часто располагались на оживленных дорогах шумных городов и превращались в хранилище слухов, сплетен и легенд.

Так чему же учит нас это хранилище, когда мы все оказались затворниками?

1. Не рассчитывай на комфорт

«Пособие для затворников», средневековый англоязычный путеводитель XIII века для женщин-отшельниц, предостерегает затворников не искать комфорт. Вместо этого они должны напоминать себе, что заключены не только для собственной выгоды, но и ради других. Затворницам советуют «собрать в своем сердце всех, кто болен или несчастен» и «почувствовать сострадание». Благодаря самоизоляции, отшельник «поддерживает» всех единоверцев своими молитвами. Сегодня медсестры и врачи срочно призывают общественность к подобным обязательствам, когда просят: «Оставайтесь дома для сохранения жизни и здоровья других».

У совета средневекового манускрипта есть ценное зерно. Самоизоляцию можно легче перенести, если вместо того, чтобы рассматривать ее как приятные вечера скуки и уединения, принять неприятный и стрессовый опыт, визуализировав всех людей, здоровье которых вы сохраняете, оставаясь дома.

2. Признай свою уязвимость

Одна из первых английских писательниц Юлиана Нориджская (~1343 – ~1416), затворница, призывала читателей признать не только дискомфорт, но и свою уязвимость, предложив воспринимать ее как сильную сторону. В своем тексте «Откровение любви» конца XIV или начала XV века она заверила читателей, что страдания и трудности не победят их. Христос не говорил: «Вы не будете волноваться, не будете беспокоиться и огорчаться», но он сказал: «Вы не будете побеждены».

Юлиана уверяет, что читатели, хоть и будут испытывать эмоциональные потрясение во время кризиса, в конечном итоге справятся с ним. Это обещание вполне соответствует современной психологии выживания. При адаптации к жизни во время кризиса важно признать, что сложные обстоятельства формируют сейчас реальную жизнь. Но в то же время, не нужно забывать, что человек делает все возможное, чтобы вернуться к лучшему, докризисному образу жизни. Только признав нашу уязвимость (как физическую, так и психическую), и, следовательно, приняв меры для заботы о себе и других, мы справимся. 

3. Умерь свои чувства

Согласно средневековым руководствам, затворники должны затворить не только окна своей кельи в реальный мир, но и свои метафорические окна (пять органов чувств), чтобы не впасть в искушение и не отвлекаться от молитв и медитации. Инструкция гласит: беспокойство проникает в сердце извне только через что-то увиденное, услышанное, попробованное на вкус, воспринятое на вкус или осязаемое.

Внешний мир может расстроить внутренний мир. Нидерландская монахиня-затворница Сестра Берткен (1427-1514) рассказывает об этом в своем стихотворении: «Мир держал меня в своей власти / с его многочисленными ловушками /это лишило меня сил». Средневековую нервозность по поводу влияния воспринимаемой информации легко можно воспринимать как аналог современных предупреждений не поддаваться теориям заговоров, лживым новостям, панике и чрезмерному потреблению. 

Несколько средневековых текстов по затворничеству также советуют, чтобы подруга скрупулезно охраняла окно отшельника, отказываясь открывать доступ посетителям, распространяющим сплетни и ложь. Социальные сети сегодня могут быть немного похожи на таких посетителей.

4. Займи себя, сохрани рассудок

Затворницы и авторы пособий по затворнической жизни также размышляли о том, как оставаться в здравом уме. По их мнению, именно занятость не позволяет бросаться на стены. Английский писатель, аббат и святой Аэльред Риволь (1110–1167) предупреждает свою сестру, затворницу, в «Правилах жизни для затворниц»: «Праздность порождает отвращение к тишине и отвращение к келье».

Рутина являлась главным спасением. Затворницы в определенные дни и часы снова и снова читали определенные последовательности молитв, псалмов и других библейских текстов. Согласно современной психологии выживания, разделение проблемы или отрезка времени на отдельные шаги имеет решающее значение в условиях кризиса. Не менее важно выполнять каждый шаг один за другим, не забегая далеко вперед. 

Занимающие разум увлечения, вроде ремесел, вышивания или чтения, являются еще одной проверенной временем стратегией борьбы с тяготами самоизоляции. Рекомендуя пошить одежду для бедных или для церковных облачений, пособие для затворников уверяет, что занятость защитит их умы от искушения. 

«Ибо пока [дьявол] видит ее занятой, он думает так: "Сейчас бесполезно приближаться к ней; она не может сосредоточиться на слушании моего совета"»

Эти наставления легко переносимы на сегодняшний день. В конце концов, согласно все той же психологии выживания, выполнение монотонных, направленных действий с определенной финальной целью имеет решающее значение в кризисных ситуациях. К слову, средневековое пособие также советует содержать кошку.

С одной стороны, самоизоляция заставляет нас чувствовать себя ограниченными. Юлиана Нориджская чувствовала себя также. «Это место — тюрьма» — писала она, имея в виду не то земную жизнь, не то свою келью. Но с другой стороны, тесное пространство кельи также давало средневековым отшельникам парадоксальную духовную свободу. В своем письме к затворнице Еве Уилтонской, монахиня XI века Госселина Сен-Бертен восклицает: «Моя клетка такая узкая, скажете вы, но сколь широки небеса!». 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: