За минувшие недели в изоляции и соблюдения социальной дистанции у нас стало возникать все больше экзистенциальных вопросов. Редакция «Вашего досуга» собрала десятку самых популярных романов, которые предлагают свои ответы.
Философские романы помогают задавать вопросы об окружающем мире и подталкивают нас к его пониманию. Пандемия коронавируса в последние дни затронула всех нас и поставила под вопрос суть человеческого существования. Наши действия могут повлиять не только на близкий круг. Наши решения могут носить гораздо более широкий охват. Изоляция — это время для размышлений, самопознания и оценки перспектив. Это время вопросов, с которым обычно сталкиваются лишь философы. Если погружение в Платона кажется слишком сложным, отлично подойдет философский роман. Они используют вымышленные истории, чтобы столкнуть нас с вопросами, которые столетиями сбивали людей с толку.
1. «БЕГУЩИЙ ЗА ВЕТРОМ» ХАЛЕДА ХОССЕЙНИ
В дебютном романе Хоссейни исследуются отношения между богатым мальчиком и сыном слуги его отца. Действие разворачивается на фоне советской военной интервенции в Афганистан, бегства беженцев и восстания талибов.
«Бегущий за ветром» занимал первое место в списке бестселлеров New York Times более двух лет. В 2005 году он занял третье место в списке бестселлеров США. В 2009 году журнал The Millions опубликовал списки лучших книг миллениума, и роман вошёл в двадцать лучших книг по мнению читателей (в экспертный список лучших роман включён не был).
2. «ИМЯ РОЗЫ» УМБЕРТО ЭКО
Еще один дебютный роман и сразу лауреат итальянской премии Premio Strega и французской премии Médicis Étranger. Рассказ Эко о францисканском монахе, расследующем обвинение в ереси и внезапной смерти в итальянском монастыре XIV века, является одной из самых продаваемых книг, когда-либо изданных, тиражом более 50 миллионов экземпляров по всему миру.
Роман представляет собой воплощение на практике теоретических идей Умберто Эко о постмодернистском произведении. Он включает несколько смысловых пластов, доступных разной читательской аудитории. Для относительно широкой аудитории «Имя розы» — сложно построенный детектив в исторических декорациях, для несколько более узкой — исторический роман со множеством уникальных сведений об эпохе и отчасти декоративным детективным сюжетом, для ещё более узкой — философско-культурологическое размышление об отличии средневекового мировоззрения от современного, о природе и назначении литературы, её соотношении с религией, месте того и другого в истории человечества и тому подобных проблемах.
3. «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Частично аллегория, частично автобиография. Эта история о загадочном мальчике, который восхваляет пилота, потерпевшего крушение в Сахаре. Это история жизни принца на далеких планетах и его встреч с близкими по духу взрослыми. Она же является четвертой по количеству переводимых книг в мире и самая продаваемая однотомная книга из всехко гда-либо написанных.
Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранён от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио — потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королём-Солнцем», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году, в перерывах между боями с нацистами, Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.
4. «ИСТОЧНИК» АЙН РЭНД
Первый крупный литературный успех Рэнд рассказывает о молодом архитекторе, индивидуалисте, который отказывается идти на компромисс с теми, кто его сдерживает. Роман был продан тиражом более 6,5 миллионов экземпляров по всему миру и переведен на более чем 20 языков.
Айн Рэнд отмечала, что основной темой «Источника» является «противопоставление индивидуализма коллективизму не в политике, а в человеческой душе». В книге автор избегает прямого обсуждения политических вопросов. Исключение — сцены в суде, где Рорк защищает американскую концепцию прав личности (англ. concept of individual rights). Как отмечал историк Джеймс Бэйкер, «в „Источнике“ едва ли можно найти упоминание о политике или экономике, кроме того факта, что он появился в 1930-е годы. Нет в нём и упоминаний событий, происходящих в мире, хотя роман создавался во время Второй мировой войны. Это произведение о конкретном человеке, который противостоит системе, и другие вопросы не должны мешать раскрытию этой темы».
5. «БЕСКОНЕЧНАЯ ШУТКА» ДЭВИДА УОЛЛЕСА
Журнал «Тайм» включил этот растянутый роман, разделивший по пути наркоманов и молодежную теннисную академию, в свой список 100 лучших романов с 1923 по 2005 год. Книга продалась тиражом 44 000 экземпляров в твердом переплете за первый год, и с тех пор тираж превысил 1 миллион продаж по всему миру.
Роман включает 388 пронумерованных сносо к(некоторые из которых также имеют свои собственные сноски), объясняющих или излагающих некоторые моменты в истории. Уоллес характеризует этот приём как способ подрыва линейности текста при сохранении целостности повествования. Название взято из первой сцены пятого акта «Гамлета», в которой Гамлет держит череп придворного шута Йорика и произносит: «Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик; он тысячу раз носил меня на спине; а теперь — как отвратительно мне это себе представить!».
6. «АЛХИМИК» ПАУЛО КОЭЛЬО
Этот роман об андалузском пастухе, чье стремление к сокровищам приводит его к совершенно другому и более полезному богатству, является третьей самой продаваемой книгой, изданной одним томом, за всю историю и входит в «Книгу рекордов Гиннеса» как наиболее переводимая книга при жизни автора.
В предисловии романа главный герой повествования, отдавший 11 лет своей жизни алхимии, предупреждает, что «Алхимик» — книга символическая. Автор начал свои исследования в области алхимии в середине семидесятых. Но не увидев результатов своего усердия и рвения, в 1973 году прекратил изыскания. В 1981 году автор встретил учителя, который делил алхимиков на три типа: одни любят неопределённость, поскольку не знают своего предмета; другие знают его и понимают, что «язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку»; третьи не знают об алхимии, «но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень». Об алхимике второго типа и идет рассказ.
7. «451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ» РЭЯ БРЭДБЕРИ
В американском обществе будущего книги запрещены, и «пожарные» сжигают все тексты, что могут найти. Роман стал лауреатом множества литературных премий, но истереснее всего его влияние на массовую культуру. В 2012 году компания Google предложила стандартизировать новый статусный код протокола HTTP — HTTP 451, который будет предупреждать пользователей Интернета о том, что запрашиваемая ими страница существует, но недоступна им по юридическим причинам. Код был одобрен группой по выработке инженерного регламента Интернета в 2015 году и добавлен в стандарт HTTP в 2016 году; в тексте извещения о введении нового кода выражена благодарность Рэю Брэдбери.
Несмотря на то, что по иронии судьбы роман неоднократно запрещался, подвергался цензуре или редактированию, «Фаренгейт 451» остается самым популярным романом одного из лучших современных американских писателей.
8. «МОБИ ДИК» ГЕРМАНА МЕЛВИЛЛА
Начиная с, пожалуй, самого известного вступительного предложения в литературе («Зовите меня Измаил»), этот рассказ о навязчивом стремлении капитана Ахава отомстить белому киту, откусившему его ногу, заслужил свое место как «Великий американский роман». Правда, к сожалению, уже после смерти автора. Уильям Фолкнер признался, что хотел бы, чтобы он написал роман сам, а Дэвид Лоуренс назвал его «величайшей книгой моря, когда-либо написанной».
Фабула романа во многом основана на реальном случае, произошедшем с американским китобойным судном «Эссекс». Судно водоизмещением 238 тонн вышло на промысел из порта в штате Массачусетс в 1819 году. В течение почти полутора лет экипаж бил китов в южной части Тихого океана, пока один крупный (по оценкам около 26 метров в длину при нормальном размере около 20 м) кашалот не положил этому конец. 20 ноября 1820 года в Тихом океане китобойное судно было несколько раз протаранено гигантским китом.
9. «ВОЙНА И МИР» ЛЬВА ТОЛСТОГО
Когда Наполеон Бонапарт вторгается в Россию в 1812 году, крестьяне, дворянство, мирные жители и солдаты борются с проблемами, уникальными для их эпохи, их истории и их культуры. Newsweek поставил этот роман первым в списке «100 лучших книг», а «Time» отвел ему третье место в опросе 10 самых великих книг всех времен. Толстой по-прежнему остается одним из самых продаваемых в мире авторов в истории литературы.
В романе обилие глав и частей, большинство из которых имеют сюжетную законченность. Короткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов. Главная тема — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. В романе выведено более 550 персонажей, как вымышленных, так и исторических. Лучших своих героев Л. Н. Толстой изображает во всей их душевной сложности, в непрерывных поисках истины, в стремлении к самосовершенствованию. Таковы князь Андрей, граф Николай, граф Пьер, княжны Наташа и Марья. Отрицательные герои лишены развития, динамики, движений души: Элен, Анатоль.
10. «МИР СОФИИ» ЮСТЕЙНА ГОРДЕРА
14-летняя девочка получает таинственные письма, в которых она исследует основные концепции западной философии и создает загадку, которую могут разгадать только ее расцветающие философские знания. Роман Гордера был продан тиражом более 40 миллионов экземпляров и переведен на 60 языков. По роману поставлен мюзикл и самый дорогой в истории норвежского кинематографа, но не получивший широкого признания за пределами Норвегии фильм «Коридоры времени» 1999 года.
Изначально роман предназначался для детей и норвежских студентов, для которых философия — обязательный предмет. Гордер не рассчитывал на известность романа, объясняя этим фактом отсутствие в нём жизнеописания восточных философов. Вследствие отдельных схожестей сюжетных линий роман иногда сравнивают с романом Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».