В крупнейших российских городах введен режим тотальной самоизоляции, а значит, под угрозой существование множества бизнесов, включая книжный. Bookmate Journal расспросил представителей издательств и магазинов о том, что COVID-19 изменил в их работе, как они пытаются избежать разорения и чем им можно помочь.
Екатерина Кожанова, PR-директор издательской группы «Эксмо-АСТ»
В целом дела у «Эксмо-АСТ» идут как у всех: на прошлой неделе мы были заняты переходом на удаленку и перевели встречи с авторами в онлайн-режим. В объемах продаж мы, конечно, видим сокращение: в книжной рознице по рынку он снизился на 30%. За счет онлайн-продаж мы более-менее держимся и сильно не падаем, но ситуация заставляет задуматься о том, как поддержать книжные магазины, ведь до сих пор продажи бумажных книг занимали более 90% оборота издательств.
Если смотреть на продажи «Эксмо» сейчас, то тут лидирует ниша психологии и нон-фикшен.
В топе — «НИ СЫ», «НЕ ТУПИ» и «НЕ НОЙ». Можно сказать, это такой девиз — как пережить это непростое время.
Еще в топе «Тысяча лучших мест планеты, которые нужно увидеть за свою жизнь». Тут, наверное, сыграло свою роль то, что в ближайшее время с путешествиями будут определенные сложности.
Полки с бестселлерами «Эксмо» и АСТ
Борис Куприянов, издатель и соучредитель магазина «Фаланстер»
Продажи упали в среднем на 50–60%. С упавшим оборотом становится сложно платить аренду и зарплату. Это касается и издательских домов: пока магазины не могут заплатить им, издательства не могут продать свои книжки. Мы сейчас впервые за 12 лет организовали доставку, но она не компенсирует тех потерь, которые мы несем. На этой неделе с указом Собянина закрываются и книжные. Если это закрытие продлится дольше по европейскому опыту, многие магазины не смогут открыться.
Мне кажется, если вы любите читать и у вас есть магазин, в который вы привыкли ходить — неважно, «Фаланстер» это, «Циолковский», «Москва», «Библио-Глобус» или любой другой, — закажите там книги.
Ситуация катастрофическая абсолютно. Мы рассчитываем и надеемся, что не закроемся, конечно. Но в регионах положение еще хуже: там и так мало денег, а при таких раскладах для некоторых магазинов это просто конец.
Полка с книгами, которые есть в «Фаланстере»
Алексей Докучаев, генеральный директор издательств Individuum и Popcorn Books
Коронавирус, бесспорно, ударит по книжному рынку, и, хотя пока мы не видим ослабления спроса на наши книги со стороны магазинов, я предполагаю, что продажи бумажных книг могут на какое-то время снизиться. Плюс мы лишились всех офлайн-мероприятий, непонятна судьба ближайших книжных ярмарок.
С другой стороны, читать люди не перестали, и наша нынешняя задача формулируется просто: обеспечить удобный доступ к нашим книгам.
Поэтому сейчас мы уделяем максимум внимания онлайн-распространению. Все наши книги бесплатно доступны на Букмейте. Даже одна из самых важных наших весенних премьер — книга Эдуарда Лимонова «Старик путешествует», которую мы выпускаем совместно с проектом Bookmate Originals, — появится сначала в цифровом виде и уже сейчас бесплатно доступна новым подписчикам Букмейта. Через несколько недель выйдет бумажная версия, и в целом, пока будет возможность доставлять книги, мы будем предлагать читателям свои новинки и в электронном, и в печатном виде.
Полки с новинками и хитами Individuum и Popcorn Books
Рамиль Фасхутдинов, главный редактор издательства «Бомбора»
Для издательства это абсолютно новая ситуация. Я — человек, который работает в издательском деле с 2007 года, — пережил уже два кризиса: в 2008-м и в 2014-м. Как говорят многие умные люди, каждый кризис не похож на все предыдущие. Этот преподнес много сюрпризов. Он развивался очень быстро. 27 февраля мы внутри редакции делали прогноз развития событий, и про самый негативный сценарий, где доллар может стоить 80 рублей, ТЦ будут закрыты, наступит общий карантин, мне ребята говорили: «Такое навряд ли случится». К сожалению, через четыре недели все так и произошло.
Сейчас очень тяжело говорить о динамике продаж: каждый день у нас новая картина. В начале марта в магазинах был очень хороший трафик и продажи росли, но начиная с 10 марта мы увидели резкое снижение в офлайн-магазинах, и оно будет только увеличиваться.
Мы пока что не видим существенного всплеска заказов в онлайне. Люди еще находятся в стадии непринятия проблемы и пока не перестроились. Какой-то рост в онлайне, конечно, есть, но он связан скорее с тем, что наши клиенты боятся нашего закрытия и делают крупные заказы. Надеюсь, дальше спрос в онлайне сможет перекрыть упавший офлайн.
Каких-то глобальных проблем конкретно у издательства сейчас нет. Есть нюансы с тем, как сдавать книги в производство и оценивать их потом руками перед выпуском в продажу. Но, думаю, это все решится.
Ключевая проблема — в офлайн-магазинах, нашем главном канале, который мы сейчас теряем. Страшно, что никто не понимает сроков, когда они смогут вернуться к работе. У нас сейчас есть несколько акций: где-то мы снижаем цены, где-то предлагаем скидки. Помогаем клиентам как можем.
В целом чем дольше будет длиться карантин, тем сильнее изменятся потребительские привычки людей. Понятное дело, что сейчас будет всплеск продаж через интернет-магазины. Все массово переориентируются на онлайн.
Люди могут перестать ходить по магазинам — и по книжным в том числе. И тогда мы потеряем большую часть интереса к книгам. Если книжные магазины не выпутаются из этого кризиса, то мы можем получить общее падение продаж книг и закрытие многих издательств.
Большая проблема еще в том, что мы не знаем, куда сдвинется спрос. Возможно, когда кризис закончится, часть книг, которые мы заказывали и планировали выпускать в ближайшее время, уже будут совсем неактуальны.
Но я думаю, что издательство выкарабкается и выживет. Книжный бизнес очень гибкий. Мы всегда можем переориентироваться на читателя и выпускать те книги, которые будут ему интересны.
Полка с книгами «Бомборы», которые основаны на реальных историях
Наталия Платонова, сооснователь книжного магазина «Маршак»
У нас упал поток посетителей, в некоторые дни нулевая выручка, понятно, что из-за этого мы уходим в минус, потому что аренду, коммунальные платежи и зарплату продавцу никто не отменял.
При этом два продавца ушли в самоизоляцию, и с 30 марта мы переходим на новый график работы — три дня в неделю. Что будет дальше, мы не знаем. Возможно, нам придется временно закрыть офлайн-магазин и работать в онлайн-режиме.
Мы отчетливо понимаем, что сейчас мы на грани закрытия, потому что и в благополучные дни наш магазин не выходил в стабильный плюс, а сейчас, очевидно, если не предпринимать каких-то мер, то после карантина нашего магазина не будет.
Неделю назад мы запустили онлайн-чтения, где в прямом эфире разные люди (журналисты, актеры, режиссеры, художники и вообще все желающие) читают свои любимые книги. Первые четыре дня чтения проходили по восемь часов в день, сейчас мы сократили их до четырех часов. Во время стримов мы просим наших зрителей поддержать нас финансово, чтобы как-то выкарабкаться из сложившейся ситуации.
Кроме того, мы активно работаем над созданием интернет-магазина, чтобы люди могли покупать у нас книги онлайн и поддерживать нашу работу.
Артем Степанов, генеральный директор издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Мы всегда работали удаленно, поэтому ситуация с вирусом повлияла только на работу офиса (это бухгалтерия и служба доставки). Там сейчас ввели режим дежурства. Остальные сотрудники издательства и так работали из дома.
С точки зрения продаж мы уже видим общее снижение. Это касается всех каналов, особенно офлайна. Пиков продаж каких-то конкретных книг или тематик мы пока не наблюдаем.
Сейчас пересматриваем планы выпуска новинок, потому что ожидаем дальнейшего снижения продаж в магазинах. Планируем продолжать работу с большим фокусом на цифровых продуктах и услугах, актуальных в нынешней ситуации.
Наталия Соколова, руководитель отдела рекламы, маркетинга и PR магазина «Московский дом книги»
Карантин сказался, как и на всех. Сохраняем работу интернет-магазина и не закрываем доставку: все онлайн-заказы будут выполнены.
Софья Ярошевич, PR-менеджер издательства «Альпина Паблишер»
До объявления карантина гендиректор издательства Алексей Ильин прогнозировал падение офлайн-продаж минимум на 30% по итогам марта. Гендиректор и сооснователь издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов ожидал падения продаж в офлайне на 30–40%. Сейчас, когда объявлен карантин, или «выходные», книжные магазины закрыты на неделю, а значит, падение продаж будет сильнее, чем мы предсказывали.
Вероятно, придется немного отсрочить выпуск некоторых новинок или скорректировать тиражи. Онлайн-продажи не смогут компенсировать падение доходов от потери офлайна.
Также из-за падения курса рубля подорожали полиграфические материалы и услуги за рубежом. В России цены пока не выросли, но это лишь вопрос времени. Скорее всего, из-за падения доходов населения спрос на книги также сократится.
Из-за риска заражения нам пришлось отменить много мероприятий. Часть команды постепенно уходила на удаленную работу. На следующей неделе, очевидно, на удаленке будут все. Мы не отчаиваемся, работаем в прежнем темпе, а где-то и в усиленном, продолжаем выпуск новых книг.
От «Пандемии» до дневников Оруэлла — нон-фикшен о науке, культуре и истории на полке «Альпины»
Михаил Иванов, основатель магазина «Подписные издания»
Онлайн-продажи у нас не падают, а вот офлайн — снизились. Проходимость магазинов упала на 40%, но выручка при этом сократилась всего на 15–20%: видимо, люди закупаются с запасом, готовятся к апокалипсису.
Людей в магазинах нет, но сотрудников мы бросить и уволить не можем: они приходят, дезинфицируют все, следят за порядком.
Есть же еще такой момент, как воровство, и на него коронавирус не распространяется. Сейчас это обострится еще больше, к сожалению, поэтому оставлять магазины без присмотра никак нельзя.
Никого увольнять и сокращать не собираемся. У нас был план по расширению и найму новых сотрудников, но пришлось отложить.
Мы пытаемся больше вкладывать в онлайн, сильно развиваем инстаграм, упростили доставку: сделали ее бесплатной при заказе от 500 рублей. Работы много, есть и другие проекты, останавливать процессы совсем не можем. У нас очень много контрагентов, мы дисциплинированные плательщики и хотим этот статус за собой сохранить.
Мы в целом не унываем. У наших покупателей есть большой кредит доверия к нам. Но мы понимаем, что не можем призывать людей заказывать именно у нас: сейчас ведь всем тяжело, и мы не считаем себя вправе кричать о своих проблемах. На несколько месяцев запас прочности есть, а там, надеюсь, кризис пойдет на спад.
Еще стоит, конечно, вопрос о том, что будет дальше. Обычно лето — это безумно прибыльное время в книжном деле, во многом благодаря туристам. А из-за общего карантина непонятно, будет ли ближайшее лето таким же успешным в плане продаж. Думаю, что уже в мае будет понятна перспектива.
Полка с книгами «Подписных изданий» — от искусствоведения до научной фантастики
Михаил Котомин, главный редактор издательства Ad Marginem
С введением карантина изменилось, в общем-то, все. Редакция перешла на удаленную работу, в офлайн-магазинах творится ужас. Поэтому мы пытаемся в усиленном ритме цифровизироваться, увеличить свое сетевое присутствие. На этой неделе поставили книги в Wildberries, чего давно не могли сделать.
Сейчас наши главные цели — выстроить продажи через онлайн-ресурсы, сохранить команду и придумать онлайн-версию редакционной работы. И главное — нужно активно общаться с коллегами. Парадоксально, но самоизоляция повысила наш уровень коммуникации: пытаемся сейчас объединиться и максимально поддержать друг друга.
Ситуация для книг сейчас очень тяжелая.
Книжное дело в России на две трети — дело малого и среднего бизнеса. И под ударом сейчас в первую очередь книжные магазины: до издательств это дойдет позже, когда станет ясно, на сколько будет распространяться режим изоляции. Сейчас нужно привлекать внимание не только к сектору кафе и ресторанов, но и к книжному делу тоже.
Боюсь, что если не будут приняты какие-то меры, то книга сказочно изменится.
«Одинокий город», «Мунк», «Дресс-код» — на время карантина некоторые книги Ad Marginem доступны на Букмейте бесплатно
Сергей Пархоменко, сооснователь магазина «Пархоменко»
Если сравнивать последнюю неделю с январем и февралем, то людей стало меньше на 60–65%. Но мы продолжаем работать в штатном режиме и оплачивать все счета и услуги.
Мы изначально открывали наш небольшой книжный, чтобы напомнить людям: покупать можно не только в интернете, у живых магазинов есть свои плюсы. Мы хотели, чтобы люди приходили к нам, общались, трогали книги. Нам этот момент физического контакта кажется очень важным.
И конечно, у нас не было цели открыть интернет-магазин. Но сейчас мы пытаемся перепрофилироваться, развиваем диджитал-команду, на прошлой неделе запустили доставку — надеемся, это спасет ситуацию. Наши покупатели, которые увидели новость про запуск доставки, уже начали активно заказывать, потому что хотят нас поддержать.
Михаил Богданов, основатель издательства комиксов «Комильфо»
Мы сократили план выпуска на 25% и урезали тиражи изданий на 20–40%, дорогие и подарочные книги перенесли по плану на конец года, а сейчас стараемся запускать в работу только потенциальные бестселлеры либо книги, которые в какой-то степени актуальны в нынешней ситуации. В рекламе упор делаем на нишевые магазины (поддерживаем комикс-шопы) и интернет-каналы; на крупные книжные сети трафик вести стало бесполезно, там продажи упали в несколько раз.
Работу в период карантина приостанавливать не планируем — напротив, есть время без особой спешки привести дела в порядок и подкорректировать внутренние процессы.
Малым издательствам приходится сложнее, многие как раз приостанавливают свою деятельность на несколько месяцев, пока история с пандемией не утрясется.
Иван Чернявский, сооснователь cети магазинов комиксов «Чук и Гик»
Больше всего кризис ударил по рознице: людей в магазин стало приходить меньше — примерно на 20%. И поток уменьшается очень стремительно. Но мы обратились с призывом к своим покупателям, объяснили им ситуацию, сказали: «Если не сейчас, то уже никогда». И это дало эффект: у нас сильно выросло количество заказов — и, главное, крупных заказов в интернет-магазине, потому что мы всячески стимулировали людей их совершать, в том числе с помощью бесплатной доставки. У нас не очень сильно, но ощутимо вырос средний чек в магазинах. Людей приходит меньше, но они оставляют больше денег. Я спрашивал продавцов: люди говорят, что целенаправленно пришли нас поддержать.
Перспективы очень мрачные. Нам пошли навстречу наши арендодатели, но это разговор только про следующий месяц, а аренду за этот нам уже выставили — и вот ее заплатить было трудно. Что будет дальше, пока не знаем. Неделю, может, мы продержимся на такой позитивной волне, как сейчас. Хотя я понимаю, что даже наши преданные покупатели уже потратили запас денег, выделенный, грубо говоря, на нас.
Но если это продлится больше чем одну неделю — а будет странно, если не продлится, — это будет разрушительно. На этой неделе мы серьезно обсуждали вопрос закрытия одного из наших магазинов. Благо ситуация немного исправилась. Но даже три недели в таком режиме нас сильно подкосят.