Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали аудио-версию материала

Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts | Яндекс |


Всех книг не прочесть, но это не значит, что к этому не надо стремиться». Этот принцип особенно актуален сейчас, когда есть доступ к бескрайним ресурсам в сети, да и в свободного времени в изоляции стало больше. Алексей Рубцов составил список из 10 книг, написанных в прошлом и текущем веках, русскими и зарубежными авторами-мужчинами, на мужские темы. При всей значимости и культовости, это не совсем очевидные хиты, и их могли пропустить даже самые увлеченные читатели. Некоторые произведения забылись из-за краткой жизни писателя, некоторые оказались погребены под экранизациями, какие-то были поздно переведены, что-то вышло небольшим тиражом. Но мы уверены, что от любой из этих книг вы получите настоящее читательское удовольствие, и еще расширите свой литературный кругозор. 

«Призрак Проститутки», Норман Мейлер

Мейлер – это, скажем так, «бутиковая» литература по нашим временам. Почти все его книги переведены на русский язык, но при этом, мало кто в России его знает. Да и в Америке он явно не в обойме с такими монстрами как Апдайк или Вонегут.  Мейлер был личностью незаурядной. Успел повоевать в Первой мировой войне, много раз был женат, побывал в психушке за то, что пытался устроить домашнюю поножовщину с одной из своих жен. Долго жил в Минске, когда изучал личность Ли Харви Освальда и писал его биографию. В общем, прожил довольно долгую и интересную жизнь.

Мейлер стоял у истоков новой журналистики и по природе своей он журналист-эссеист. Поэтому в его романах  всегда есть хоть какая-то фактологическая основа. 

«Призрак Проститутки» — эпохальное полотно о становлении ЦРУ и важнейших исторических событиях 20 века. В центре повествования — вымышленный персонаж. Молодой агент, только поступивший на службу в американскую разведку. Он участвует  в реальных событиях и общается с реальными историческими персонами. Здесь и Карибский кризис, и противостояние востока и запада у Берлинской стены, и смерть Мерлин Монро, и Фрэнк Синатра во всей своей мафиозно-артистической красе. Роман отлично держит напряжение. Мейлер органично и тонко сплетает факты и вымысел, погружая читателя в историю. Книга не превозносит разведку, и не принижает ее. Она рисует максимально реальную и часто неприглядную картину жизни одной из самых мощных силовых организаций в мире.

Многие читатели, в том числе и специалисты от спецслужб, признают, что невозможно было написать такую книгу, не имея источника в ЦРУ. Сам Мейлер говорил, что знаком с людьми «оттуда», но главным источником для этой книги послужило воображение писателя. «Призрак Проститутки» — первая художественная книга о спецслужбах такого уровня детализации и реализма. Пока она остается недостижимой высотой даже для авторов, работающих с нон-фикшн в этом направлении.

«Ратоборцы», Алексей Югов

Алексей Югов — литературный деятель начала и середины XX века. Был он личностью масштабной и в чем-то одиозной. Журналист, литературовед, писатель, историк. Он был предан партии, и неизменно подчеркивал ее значимость на протяжении всей своей журналистской биографии. Как историк прославился тем, что упорно доказывал славянское происхождение Ахиллеса, и даже собрал вокруг себя фанатский кружок славянофилов и почвенников. Имя Алексея Югова на сегодняшний день — сухая статья в Википедии, его литературное наследие почти забыто. Но во второй половине сороковых он написал эпический роман «Ратоборцы», который стал настоящим событием в исторической литературе. 

Традиционно, в русской и советской литературе образы правителей-воинов овеяны ореолом святости и героизма. Они рубили врагов, не знали компромиссов и, в самом худшем случае, мученически гибли в бою с превосходящими силами врага. «Ратоборцы» — неожиданно иной взгляд. Одна часть романа посвящена Александру Невскому, другая Даниилу Галицкому. Книга — подробная и очень реалистичная картина эпохи Золотой Орды. Талантливо прописанные персонажи и тонкая обработка исторической фактуры избавляют от ощущения, что читаешь какую-то очередную былину или популистскую сказку. Два князя здесь — не супер-воины защитники, а в первую очередь люди. Со своими слабостями, сомнениями и страхами. Дипломаты, которые готовы смирить гордость, унизиться, поклониться ханам, чтобы дать стране выдохнуть, набраться сил, объединиться. «Ратоборцы» — незаурядный исторический роман, который чудом проскочил советскую цензуру.

«Рукописи не возвращаются», Аркадий Арканов

К великому сожалению, мы знаем Аркадия Арканова, как участника «Аншлага» и прочих юмористических телевизионных шабашей из 90-х. А он, был  самобытным литератором и человеком далеким от той реальности, в которой жил на пике своей популярности в конце прошлого века. Мало кто знает, например, что очень скоро после трагедии в Чернобыле, Арканов поехал туда, в 30-километровую зону, жил там и выступал перед ликвидаторами, шедшими на верную, небыструю смерть.

Повесть «Рукописи не возвращаются» впервые вышла в советском литературном журнале «Юность». В повести две сюжетных линии. Первая — жизнь редакции журнала «Полюшко-поле» в городе Мухославске. Его работники — сборище перестроечных образов, прекрасно отражающих эпоху. Персонажи — злая и точная сатира на  выродившийся «совок» и его типичных представителей. Вторая линия — рукопись, которую кто-то инкогнито принес в редакцию «Полюшка». В ней красивая и замысловатая история  правителя вымышленного островного государства, в которой он под влиянием любви сам свергает собственную тиранию.

Повесть внутри повести, яркие аллюзии, очень точные диалоги. Арканов смог уместить, и вырастить крутую идею в малой литературной форме. «Рукописи не возвращаются» заставляют удивляться тому, что уже забытая повесть вдруг снова ожила и задышала  в реалиях нашей страны 34 года спустя. 

«Территория», Олег Куваев

Роман о геологах и их работе? Таких же в советское время было написано великое множество. Но именно «Территория» уверенно претендует на культовость. Олег Куваев — писатель, который оставил небольшое литературное наследие. Он прожил всего 40 лет. Но в эти 40 лет уместилось столько событий и приключений, что большинству из нас не видать, проживи мы хоть до ста.

Простой парень из костромской глуши. Стал геологом, работал в Сибири, на Чукотке, на Дальнем Востоке. Добился реальных успехов в профессии и ушел из нее, чтобы стать писателем, хотя был им рожден. «Территория» — это история об открытии золотого месторождения, основанная на реальных событиях. У персонажей романа были прототипы. Но в голове Куваева типичная для середины XX века в СССР быль о трудовом подвиге, превращается в настоящий приключенческий роман. Четкие, и в то же время живые образы, сюжет не пробуксовывает, шикарные диалоги и психологические сцепки. Красивые, но лаконичные и не занудные описания природы. А еще в романе нет идеологической подоплеки. Что для тех времен редкость. Только фанатизм, и преданность людей в первую очередь делу. Книга о настоящих суперменах, которые шли к мечте. Причем, часто именно ногами по тундре. 

Роман вышел в 1975 году. И был оценен современниками за художественную красоту, честность и прекрасный литературный вкус автора. Прогремел в Европе, и в целом был переиздан более 30 раз. А потом как-то забылись и книга, и писатель. В 2014 году «Территория» была экранизирована во второй раз. Фильм неплохой, красиво снят, хорошие актерские работы, но делался явно на волне олимпиадного патриотизма и, к сожалению, не доносит тонкости и красоты книги. 

«Костры амбиций», Том Вулф

Том Вулф — один из родоначальников «новой журналистики», и это определяет стиль его художественной прозы. «Новая журналистика» расширила рамки простого репортажа до того, что сейчас называют «лонгрид». Сам Вулф, Мейлер, Капоте, Хантер Томпсон и все «новые журналисты» писали свои материалы для разных изданий развернуто, снабжая повествование своими мыслями, оценочными суждениями и репортажами. Добавлялись в текст и художественные детали.

«Костры амбиций» — знаковое произведение для 80-х годов XX века. Действие романа происходит в Нью-Йорке как раз в этот период. Главный герой – успешный биржевой брокер, заблудившись с любовницей в неблагополучном районе, сбивает темнокожего подростка. Тот вместе с друзьями хотел ограбить двух «белых», неосторожно заехавших  в темный угол города. Попытка скрыть происшествие проваливается, и начинается охота. Это очень «неудобная» книга. В ней нет плохих и хороших. Фактически, в той или иной степени, плохие все. Главный герой изворачивается, спасая свою репутацию и свободу, — помощник прокурора в карьерном тупике, продажный журналист, глава черной общины, которому нужны политическое влияние и власть. Эта книга — своего рода репортаж с улиц города, из умов и душ людей, живших в современном Вулфу Нью-Йорке. Каждый герой горит в костре собственных амбиций и поджигает все вокруг себя. Легкая журналистская подача делает довольно толстую книгу вполне подъемной для прочтения. Такая история могла бы легко лечь в основу какого-нибудь скандального реалити-шоу. И все же, Вулф не довольствуется поверхностным анализом. Ставит трудные вопросы, и подталкивает к честным и неприятным ответам.

Выходила очень плохая экранизация «Костров» с хорошими, правда, актерами.  Она имеет очень мало общего с книгой, и, если вы, вдруг, смотрели фильм, забудьте о нем, и срочно читайте роман. 

«Смерть раненого зверя с тонкой кожей», Патрик Александер

Мало кто знает, но знаменитый в свое время французский фильм «Профессионал» был снят по книге британского писателя Патрика Александера. Фильм хорош, Бельмондо – брутален и в меру трагичен. Но все же удивительно, почему именно французы экранизировали эту книгу. Экранизация сделала историю более легкой и прозрачной чем та, что рассказана в книге.

Сюжет в целом совпадает с фильмом. Британская секретная служба «сдает» своего агента в одной из африканских стран, после того, как меняется политическая ситуация, и тот два года проводит в адских условиях, пытках и допросах. Сила воли и желание отомстить не дают ему погибнуть, и после тяжелого побега он возвращается домой, чтобы посмотреть в глаза всем, кто его предал. Герой не ищет мести в чистом виде. Он пытается понять, почему и как близкие люди, можно сказать, братья по оружию, приходят к тому, чтобы предать человека, с которым прошли огонь и воду.

В этом уникальность романа. Он не о супермене-мстителе, как большинство книг в жанре политического детектива-триллера. Он о надломленном человеке, которого использовала и выбросила система. У каждого героя свои резоны, свои трудности, своя безысходность. Александер исследует человеческую душу, перемежая напряженный детективный экшн с тонкими и сложными диалогами. Это книга о том, какова цена правды в мире, где последнее слово всегда за государственной машиной. 

«Внутренний порок», Томас Пинчон

Томас Пинчон — одна из самых загадочных фигур американской литературы, да и мировой, пожалуй, тоже. Он не дает интервью. Фото в сети — раз-два и обчелся. Есть даже серия Симпсонов, где Пинчон с бумажным пакетом на голове общается с публикой. При этом его книги издаются огромными тиражами во всем читающем мире.

«Внутренний порок» — роман-ностальгия, по той Америке, которую американцы безвозвратно утратили. Это большая во всех смыслах книга, полная отсылок, аллюзий и подтекстов. Правда, пинчоновские метафоры тяжело поддаются какому-либо толкованию. Их понимаешь, скорее, на эмоциональном уровне, но тем более ценным становится ощущение контакта с автором. Например, в книге проведена параллель между серфингом и библейским хождением Иисуса по воде. Для хиппи-серферов, Иисус — не страдалец, а укротитель волн и, может быть, вообще первый в истории мира серфер. И такого в книге много. Эти смысловые фокусы служат одной цели – воссоздать для читателя атмосферу эпохи.

Действие романа переносит нас в начало 70-х. На этот период пришлось угасание эпохи хиппи, и главный герой романа – частный детектив-неудачник и тоже бывший хиппарь, ищет пропавшую при загадочных обстоятельствах бывшую девушку. Жанр произведения можно с натяжкой назвать нуарным детективом. По крайней мере, признаки жанра есть. Но это лишь общая рамка для повествования. Док Спортелло в ходе своих поисков сталкивается со всем тем, что так или иначе подтачивает ту Америку, которую он любил, и в которой прожил лучшую часть своей жизни. Теневая корпорация «Клык» проникла во все сферы жизни, и неумолимо меняет людей, архитектуру, мышление и души.

«Внутренний порок» – это светлая и грустная книга о необратимости времени, и о людях, которые так и не смогли принять новых правил игры. Чудаках и фриках, которые продолжают смотреть на мир сквозь дым марихуаны и видеть его таким, каким он должен быть, а не таким, какой он есть. Эпиграфом к роману Пинчон взял лозунг французских студентов-демонстрантов: «Под брусчаткой пляж». Они во время беспорядков в Париже в 60-х выковыривали булыжники из мостовой, как оружие, чтобы кидать их в полицейских. Под камнями был песок. Так и главный герой романа ищет свой пляж под булыжниками казенной культуры и всеобщей унификации.

Есть неплохой фильм Пола Томаса Андерсона по этой книге. Часть его «Американской трилогии», куда входят еще «Нефть» по Синклеру и «Мастер» по оригинальному сценарию. Но даже такой большой режиссер не потянул экранизацию Пинчона. И даже Хоакин Феникс в главной роли не спас. Проникнуться этой историей можно только со страниц книги, желательно на языке оригинала.   

«История мира в 10 1\2 главах», Джулиан Барнс

Джулиан Барнс написал много хороших книг. На сегодняшний день его произведения, пожалуй, самые рельефные образцы литературы западного постмодернизма. Он признан читателями и коллегами, номинировался на Букера, и получал его.

Роман «История мира в 10  1\2 главах», возможно, самое недооцененное произведение в библиографии Барнса. Это, скорее, даже не роман, а сборник новелл. Одновременно, и простая, и сложная книга, которая представляет читателю свободу интерпретации прочитанного. Новеллы, связаны между собой идеей, а не сюжетом. А идея в том, чтобы в конкретных историях спросить читателя, что такое человеческая жизнь. Как одного отдельно взятого человека, так и человечества в целом. 

Первая новелла – это рассказа от лица жуков-короедов о том, как Ной спасал тварей земных от всемирного потопа. И то, что рассказывают жуки – очень далеко от того, что мы читали в Библии и других художественных книгах. Если верить короедам, Ной был алкоколиком, самодуром, и жестоким извращенцем. То, что он творил с животными на своем спасительном ковчеге, сродни более поздним событиям  в нацистской Германии.

Каждая часть книги — это попытка автора снять с нас розовые очки и взглянуть на самих себя трезво и осмысленно. При этом Барнс далек от нудных проповедей. То есть, даже если вы не сделаете из новелл каких-то глубоких выводов, вы точно получите удовольствие от изощренных приемов автора в создании героев, диалогов и сюжетных поворотов. 

«Кровавый меридиан», Кормак Маккарти

Мы знаем Кормака Маккарти как автора романов «Дорога» и «Старикам здесь не место». Список его произведений не ограничивается этими двумя книгами. Но, благодаря удачным экранизациям, именно эти книги писателя стали одними из самых читаемых по всему миру. Между тем, «Кровавый меридиан или закатный багрянец на западе» прошел мимо многих даже увлеченных читателей.

В «Кровавом меридиане» описываются события 80-х годов XIX века, когда Техас, еще не имевший четких границ с Мексикой, стал территорией жестокой войны всех со всеми. 16-летний парень по имени просто Малыш попадает в отряд наемников, который по заказу губернатора мексиканской провинции должен очистить местность от индейцев. Во главе отряда стоит некий Судья. Его образ и является центральным в романе. Судья — олицетворение дьявола. Безумие в нем сочетается с  редким интеллектом. Он умеет красиво и мудро представить любое зло, как необходимое для великого дела. Судья часто прибегает к Библии и умело жонглирует контекстом и смыслами. Его монологи в книге завораживают.

Сюжет романа прямолинейный. Фактически, это путешествие, цель которого — полное уничтожение коренного населения. Кому-то может не зайти натурализм, с которым Маккарти описывает события. Много крови и насилия. Но именно так он доносит, какой ценой было куплено величие страны, которую он искренне любит и которой гордится. Прямых назиданий в книге нет, но совершенно четко рисуется мысль о том, что какие бы задачи ни решало насилие, рано или поздно все превращается в насилие ради насилия.

«Первая кровь», Дэвид Морелл

«Первая кровь», которая легла в основу первой части классической кинотрилогии о Рэмбо, это книга, которую смело можно назвать культовой. Хотя Дэвида Морелла при этом нельзя назвать сколько-нибудь значительным автором. У него богатая библиография. Все книги — крепкий середнячок  в жанрах фантастики, боевика, детектива. Он даже в 2007 и 2008 году был автором комиксов о Капитане Америка.

А вот с «Первой кровью» он копнул, возможно, чуть глубже, чем сам ожидал. Все мы знаем историю Джона Рэмбо. Можно сказать, ремарковская драма человека, который вернувшись с войны, головой остается на войне. Чем закончилась попытка шерифа небольшого американского городка посадить бывшего зеленого берета в клетку, мы помним. Рэмбо устроил настоящую бойню, защищая себя и свою честь. А в своем лице — честь всех «лишних парней», которым война сломала судьбу.  

Книга написана очень простым и лаконичным языком. Нет пространных диалогов и долгих описаний. Благодаря такому стилю повествование становится динамичным, и вместе с героем почти от первого лица переживаешь все события. Именно кинематографичность романа сослужила хорошую службу сценаристам, которые его адаптировали и всей съемочной группе. Главная же заслуга Морелла в том, что он привлек внимание к действительно важной социальной проблеме, и снова сделал популярным образ простого, честного парня, которому нужен не компромисс, а только справедливость. Мальчишки нескольких поколений восхищалось Джоном Рэмбо, и хотели быть как он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: