Роман Христюк — музыкальный продюсер, исполнительный директор Фонда Игоря Бутмана и компании Igor Butman Music Group. Работал исполнительным продюсером International Jazz Day 2018 в Санкт-Петербурге, является директором форум-феста Jazz Across Borders и десятка масштабных российских фестивалей, в числе которых Московский джазовый фестиваль и «Триумф джаза». Мы поговорили с Романом о новом масштабном проекте — всероссийской программе, посвященной 100-летию российского джаза, — а еще об авторском праве, музыкальном образовании и будущем индустрии.
- 1. О 100-летии российского джаза
- 2. О фестивалях и элитарности джаза
- 3. О влиянии пандемии
- 4. Об авторском праве и менеджменте России
- 5. О том, кого нужно послушать, чтобы понять джаз
О 100-летии российского джаза
Сейчас в разгаре программа мероприятий, посвященная 100-летию российского джаза. Какой путь прошел жанр за это время?
У российского джаза совершенно уникальная история, во времена СССР — запреты и существование в культурном андеграунде, взлёт и падение первых джазовых фестивалей и клубов под началом ВЛКСМ, и, наконец, период потрясающего расцвета, который мы видим сейчас.
За последние 10 лет виден небывалый рост интереса к джазовому искусству — это проявляется и в том, сколько людей ходит на фестивали. Например, в этом году мы впервые провели Московский джазовый фестиваль. Он стал самым масштабным событием в истории российского джаза — 250 000 посетителей. Сопоставимое количество посещает фестиваль «Нашествие». На первый взгляд, казалось бы, где «Нашествие» и где джазовый фестиваль? Но сейчас количество поклонников джазового искусства никак не меньше, чем число фанатов рок- и поп-музыки.
Еще одним достижением джазового искусства последнего времени в России стало то, что гала-концерт к 100-летию российского джаза прошел на главной сцене нашей страны, в Большом театре. Нам было интересно провести историческую параллель между джаз-комедией «Веселые ребята», где оркестр Леонида Утесова всю дорогу стремится попасть на сцену Большого и заканчивается их совместным с Любовью Орловой выступлением там: то, что всегда казалось какой-то несбыточной мечтой, теперь стало реальностью. Наш концерт — это безусловная победа и признание джазового искусства на самом высоком уровне. И тот факт, что билеты в Большой театр закончились за 2 месяца до самого мероприятия — еще одно подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении.
В чем, на ваш взгляд, заключается особенность российского джаза и его колорит?
Мне кажется, разделять джазовую музыку по национальному признаку — не совсем правильно. Безусловно, у каждой страны есть свой колорит, обусловленный ее музыкальными традициями, и у нас есть ряд коллективов, которые активно используют русский народный фольклор в своем творчестве. Например, LRK Trio – они исполняют преимущественно авторскую музыку, во многом инспирированную русской классикой и русской фольклорной традицией. Но в то же время есть Московский джазовый оркестр, который играет и известные джазовые стандарты и пьесы современных российских джазовых композиторов.
Русский джаз — это русские музыканты, которые играют джазовую музыку. И у русских музыкантов есть огромное преимущество — во-первых, это великая российская академическая школа, во-вторых — великое музыкальное наследие, уже не только академическое, но и джазовое. Так как в год столетия невольно принято подводить итоги, одним из таких итогов стал выпуск сборника джазовых стандартов. Есть такая вещь — «Real book» — нотный сборник, в котором собраны известные джазовые стандарты, которые исполняются на джем-сейшнах и концертах. В российском джазе такого не было до настоящего момента — и мы решили собрать 100 лучших мелодий различных композиторов — от Александра Цфасмана и Александра Варламова до Сергея Долженкова и Евгения Побожего. Удалось систематизировать этот опыт — в этом большая заслуга автора-составителя сборника, солиста Московского джазового оркестра Антона Чекурова, и конечно же, Игоря Бутмана.
100-летие российского джаза — крайне масштабный проект. Тур по городам России, выставка, лекции, даже книга. Как вы бы сформулировали миссию проекта? К какой цели должны привести все эти мероприятия?
В первую очередь, наша цель — популяризация джазового искусства в стране. Во-вторых, осмысление 100-летнего опыта и демонстрация достижений российского джаза во всей красе. Для реализации столь амбициозной концепции мы решили пойти в различных направлениях — так, 15 октября в кинотеатре «Художественный» мы презентовали фильм Кирилла Мошкова и Александра Брынцева «Джаз 100», посвященный 100-летию российского джаза. Мы выпускаем одноимённую книгу — большое исследование об истории российского джаза, проводим большой гастрольный тур по городам России, а в конце осени совместно с ГИТИСом мы представим спектакль, посвященный Валентину Парнаху, основателю джазового движения в нашей стране. Есть также инициативы, которые касаются топонимики Москвы: на портале «Активный гражданин» завершилось голосование по поводу переименования одной из улиц в Бутырском районе, победил предложенный Игорем Бутманом вариант — улица «Джазовая». Рядом с Высоткой на Котельнической набережной наши партнеры — фестиваль «Культурный код», — создали огромный мурал, на котором изображены великие джазовые музыканты нашей страны. С Почтой России мы выпустили лимитированную серию почтовых карточек, которая буквально за сутки разлетелась в отделениях Почты по всей стране, в поездах «Сапсан» можно послушать уникальный плейлист. Ещё одной инициативой, успешно реализованной в год Столетия джаза, стал запуск совместно с ВКонтакте приложения «Джаз в России», которое мы постарались сделать максимально интересным и полезным: здесь собраны познавательные видео, клипы, плейлисты, а главное — афиша мероприятий, в которую любой организатор может добавить своё джазовое событие.
Мы хотим, чтобы Столетие российского джаза надолго запомнилось, чтобы оно навсегда осталось в сердцах людей. Так же как концерт в Большом театре навсегда останется в памяти, потому что никогда раньше такого не было.
Есть и ещё одна цель — развитие джазового образования в нашей стране. Запрос на него стремительно растет. Например, в рамках гастрольного тура, не так давно, мы были в Екатеринбурге и Новосибирске — там есть большое желание создавать учебные программы совместно с нашей «Академией джаза». В детской филармонии Челябинска эти программы уже работают, а Новокузнецк готовится к открытию «Академии джаза» в 2023 году!
О фестивалях и элитарности джаза
Есть стереотип, что джаз — это элитарная музыка. С другой стороны, в числе проектов Фонда Игоря Бутмана есть Фестиваль уличных пианино, а вы проводите масштабные проекты с огромной аудиторий. Как эти две стороны уживаются в джазе?
Есть одна особенность джазовой музыки: ее нужно слушать вживую. И люди, которые попали на правильный джазовый концерт, навсегда влюбятся в джаз, поймут, что это может нравиться огромному количеству людей. Конечно, есть определенный стереотип относительно элитарности — и мы с ним стараемся бороться, предлагая новые возможности. Так, на Московском джазовом фестивале часть площадок была бесплатной — это дало шанс познакомиться с джазовым искусством огромному количеству людей.
Джаз — это не пытка музыкой. Это не про то, что нужно себя преодолевать, и начинать путь к джазу через «Love Supreme» Джона Колтрейна или авангардные альбомы Орнетта Коулмана… Каждый может найти что-то свое. Дело в том, что джазовая музыка — это такое отдельное измерение, которое вбирает в себя разные стили музыки. Посмотрите на программу Московского джазового фестиваля: здесь нашлось место совмещению джаза и классики — то, что Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана представил с Ильдаром Абдразаковым и Юрием Башметом. В то же время, на фестивале звучал и блюз, и микс джаза с электронной музыкой и даже с хип-хопом: свою джазовую программу представил L’One — и смотрелся очень органично.
Вы сделали огромное количество фестивалей. Чем вам нравится этот формат?
Во-первых, фестиваль — это большой музыкальный праздник. Давайте начнем с того, что в музыкальной сфере практически нет людей, которые не горят этим искусством — это своего рода призвание. Мы понимаем, что это не просто работа, а возможность создавать что-то новое, что-то менять. А фестиваль — это шанс познакомить огромное количество людей с твоим любимым искусством. Для меня это еще и самая органичная форма существования джазового искусства — и ничто не заменит ту радость, которую ты испытываешь, когда понимаешь, что фестиваль подарил сотням тысяч людей ощущение счастья.
О влиянии пандемии
В интервью к форум-фесту Jazz Across Borders вы говорили, что «цифровая среда выходит на доминирующие позиции как с точки зрения распространения контента, так и с точки зрения презентации артистов и культурных брендов». В пандемию мы слышали много разговоров о наступлении эпохи онлайна — насколько это влияние кажется значительным сейчас? Люди стали меньше ходить на фестивали — или, наоборот, вернулись с удвоенной силой?
На время пандемии зрители перешли исключительно на цифровое потребление — это оказало колоссальное влияние на индустрию. Как минимум, возникли онлайн-концерты — за неимением лучшего люди, конечно же, активно их смотрели.
Но в первую очередь пандемия окончательно изменила подход к образованию. Если раньше к нему относились несколько настороженно, то теперь уже никто не сомневается, что за этим будущее. А что касается культурных мероприятий — мое твердое убеждение, что, конечно, никакие онлайны, даже с интерактивными вариантами участия, никогда не заменят живых концертов. Хотя, безусловно, были случаи, когда звезды K-Pop благодаря большой базе лояльной аудитории могли заработать миллионы, продавая билеты на онлайн-концерты. Но это скорее единоразовый феномен: люди готовы один или два раза заплатить за новый опыт, но все-таки офлайн остается главной формой существования живого музыкального искусства. Концертная индустрия генерирует больше доходов, чем та же сфера звукозаписи, сильно опережая любые другие доходы музыкантов. Это наше прошлое, настоящее и будущее.
Об авторском праве и менеджменте России
В сфере научных интересов на сайте Гнесинки у вас указано «авторское право» — довольно нетипичная для России специализация. Насколько в России проработано законодательство в этой области?
Я дипломированный продюсер и юрист по второму образованию — и во время обучения как раз занимался авторским правом. Сейчас креативные индустрии по всему миру начинают генерировать больше доходов, чем любое традиционное производство. А так как эта индустрия построена на основе нематериальных благ — то есть это такой мир идей, — защита этих идей становится крайне важна.
Я хочу сказать, что РАО и ВОИС (Российское авторское общество и Всемирная организация интеллектуальной собственности — прим. ред.) ведут в нашей стране крайне эффективную деятельность, совместно с организаторами концертов разрабатывают гибкие схемы взаимодействия с творцами. Я считаю, что работа в сфере авторского права в нашей стране построена правильным образом — это, в том числе, заслуга Андрея Борисовича Кричевского и Максима Дмитриева, руководителей РАО, которые в своей работе руководствуются принципами инновационности и законности. Мне кажется, мы на правильном пути.
Вы являетесь продюсером крупнейших музыкальных проектов в России. Чего, как вам кажется, не хватает у нас в сфере музыкального менеджмента?
Будущее любой индустрии определяют кадры. А с управленческими кадрами в музыкальной сфере у нас сейчас большие проблемы. Возможно, это происходит из-за того, что в нашей стране до начала 90-х годов этой профессии не учили в ВУЗах. Были люди, которые эмпирически познавали работу продюсера или музыкального менеджера — безусловно, такие профессии де-факто существовали. Были директора филармоний, люди, которые организовывали концерты… Есть очень забавный факт: джазовая музыка в нашей стране многим обязана комсомолу. Звучит немного парадоксально, но все джазовые клубы и фестивали начала 60-х годов курировались и проводились комсомолом.
Сейчас наша задача — самим обучать будущие кадры. Собственно, с этой целью я и пошел преподавать в свою альма-матер — Гнесинку. Многие спрашивают: «тебе делать нечего, у тебя мало работы?». У меня очень много работы, тем не менее, мне кажется, что это обязательная часть процесса. Если ты можешь дать что-то людям, научить их чему-то и повлиять на развитие концертной индустрии в стране — ты это просто обязан сделать, потому что никто кроме тебя это не сделает. Сейчас многие профессионалы индустрии начинают это понимать, и это позволяет многое изменить.
Еще один важный момент — образование для музыкантов. Наша задача — сделать так, чтобы в каждом регионе можно было получить образование в сфере джазовой музыки. Задача достижимая, есть интерес, а если есть интерес — находится и воля у руководителей регионов, и средства. Многие деятели культуры начинают разговор с фразы «у нас не хватает финансирования». Чтобы не возникало вопросов о финансировании — надо, чтобы ни у кого не было сомнений в важности и масштабности твоей деятельности. Поэтому все мы — продюсеры, менеджеры, исполнители и педагоги, — должны поддерживать интерес к нашему искусству.
О том, кого нужно послушать, чтобы понять джаз
Назовите пять икон джазовой сцены, которых стоит послушать, чтобы разбираться в джазе.
Для этого нужно послушать далеко не 5 исполнителей… Безусловно, это истоки: Луи Армстронг, Майлз Дэвис, Чарли Паркер, Джон Колтрейн. Херби Хэнкок — думаю, начать знакомство можно с его альбома «Watermelon Man». Есть замечательные молодежные исполнители, слушая которых, ты тоже придешь к классике джаза — например, Роберт Гласпер. И, конечно, Пэт Метени — это человек, который умудряется очень легко преподносить сложнейшую музыку.
Из российской сцены — Игорь Бутман, Евгений Побожий, Олег Аккуратов, Сергей Долженков, Петр Востоков. За российскими исполнителями можно не только следить по их записям, но и ходить на их концерты — поэтому я всем желаю начать знакомство с джазовой музыкой с похода на какой-нибудь хороший фестиваль или в джазовый клуб. И вы сразу поймете, что это ваше.