Котельники: дом на набережной-2
Арх. Д. Чечулин, А. Ростковский, инж. Л. Гохман,
Этот дом, который занимает целый квартал при слиянии Москвы-реки и Яузы — пожалуй, самый известный из жилых высоток Москвы. А его силуэт — один из самых узнаваемых. Здание спроектировано таким образом, что его этажность увеличивается ступенчато — от краев к центру. Все это придает высотке особую объемность. «Москва слезам не верит», «Зависть богов», «Стиляги» — режиссеры давно поняли: чтобы подчеркнуть, что дело происходит «не где-нибудь» и герои «не кто-нибудь» — надо поселить их в доме на Котельнической. Список жильцов составляли еще на этапе строительства: помимо партийных, военных и государственных деятелей, сюда вселились писатели, артисты, режиссеры — цвет советского искусства. Здесь жили Фаина Раневская, Нонна Мордюкова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, певица Людмила Зыкина, писатель Константин Паустовский. И сегодня здесь полно знаменитостей: например, Александр Ширвиндт, Дмитрий Нагиев и др. Правда, «коренных жителей» постепенно вытесняют «тугие кошельки». Дом периодически сотрясают скандалы, связанные с наследованием и реконструкцией квартир. Один из самых известных — история с частным лифтом, установленным в двухэтажной квартире одним из новых жильцов. К счастью для соседей, лифт все-таки демонтировали. После ремонта вновь открылся кинотеатр «Иллюзион»: там по-прежнему крутят старое кино. А в квартире великой балерины Галины Улановой теперь музей.
Кудринская площадь: тише, под нами Америка!
Арх. М. Посохин, А. Мндоянц, констр. М. Вохомский,
Когда лет двадцать назад говорили «я поехал в гастроном на Восстания», все понимали — речь идет о знаменитом на всю Москву продуктовом магазине, который располагался на первом этаже высотного жилого дома на бывшей площади Восстания (ныне Кудринская). Архитекторы удачно использовали рельеф местности: поставили здание на стилобат — ступенчатое основание, верх которого находится на уровне Садового кольца. Получился цокольный этаж, где располагалось самое известное в Москве кафе-мороженое, а по соседству — небольшой, но очень популярный среди московской интеллигенции 70-80-х годов двухзальный кинотеатр «Пламя». В 1955 году квартиры в этом доме получили работники авиапрома, летчики-испытатели и, конечно, номенклатура ЦК КПСС и Совмина СССР. Среди жильцов были чемпион мира по шахматам Василий Смыслов, семья знаменитых театральных актеров Абрикосовых, доктор М. Вовси, один из главных обвиняемых по «делу врачей», кардиолог Б. Вотчал, автор знаменитых капель Вотчала. С верхних этажей высотки соседнее посольство США — как на ладони. Именно поэтому два последних этажа центрального корпуса в период строительства нового здания американского посольства были выселены, а на освободившейся территории разместили спецаппаратуру КГБ. В середине
У Красных ворот: как сказка стала былью
Арх. А. Душкин, Б. Мезенцев, констр. В. Абрамов,
Административно-жилое здание у Красных ворот построено на самой высокой точке Садового кольца. На месте, где в доме майора Толя родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Кто бы мог подумать, что полтора века спустя это место «и уронят, и вознесут» одновременно! Как в сказке: дал царь богатырям задание невыполнимое. Вырыть яму, а на яме поставить дворец в 24 этажа! Царем был никто иной, как «отец народов», а богатырями — архитекторы Душкин с Мезенцевым и примкнувший к ним инженер Абрамов. Геологи предупреждали, что грунты здесь — плывуны, но на решение Сталина это не повлияло. По проекту под высотным зданием должна была находиться станция метро. Логично было бы сначала достроить метро, а потом уже приступать к возведению высотки. Но...время поджимало! И инженеры, не желавшие отправляться на лесоповал за срыв сроков строительства, решили рискнуть: заморозить грунт и строить одновременно «и вверх, и вниз». Здание изначально возводилось под наклоном: по мере того оттаивал бы грунт, высотка выпрямлялась бы. Одним словом, Пизанская башня наоборот! И башня таки выпрямилась. Ее фасад облицован не керамикой, как у других московских высоток, а известняком из подмосковных карьеров. Сочетание цветов отделочных материалов, декор и архитектурные объемы напоминают московское барокко. Сегодня здесь офисы, магазины, рестораны.
На Смоленской: памятник глупости
Арх. В. Гельфрейх, М. Минкус, инж. Лимановский,
В доме на Смоленской площади расположилось Министерство иностранных дел. МИДовская высотка — самая сдержанная по декору и композиции. Собственно, такой она и была задумана архитекторами Гельфрейхом и Минкусом. Но ее внешний облик не устроил Сталина, и он «приложил руку» к проекту, когда здание было уже практически готово. Что не понравилось вождю? По одной версии, высотка уж слишком явно смахивала на нью-йоркский небоскрёб, по другой — Сталин назвал здание «куцым». Но факт остается фактом: финальный штрих — шпиль к уже построенному зданию — был установлен по указанию вождя. Причем шпиль не каменный, а бутафорский: будь он каменным, здание не выдержало бы его веса, поэтому он сделан из жести. Разумеется, подобными башенками тут же украсили и остальные высотки. А чтобы шпиль был хорошо виден, на его верхушку посадили звезду. Шпиль приходится каждый год красить. Говорят, что это делают под Новый год, когда москвичам и гостям столицы недосуг смотреть, что там наверху происходит. Еще одна легенда связана с попыткой убрать бутафорский шпиль со столь серьезного учреждения. Вроде бы после смерти Сталина архитекторы обращались к Хрущеву с предложением убрать «фальшивку», а Хрущев, якобы ответил: «Пусть останется как памятник глупости Сталина»...
На Воробьевых горах: самая высокая высотка
Арх. Л. Руднев, С. Чернышёв, П. Абросимов, А. Хряков, В. Насонов. Скульптурное оформление фасадов — мастерская В. Мухиной.
Пожалуй, наиболее гармоничная из всех высоток, да и увидеть ее можно издалека, во всей красе. На протяжении 37 лет, до
Особую выразительность архитектурному ансамблю добавляет декор: на строительстве МГУ впервые было использовано каменное литье, а также бронза и природный камень. Кстати, на девятом этаже в кабинете ректора можно увидеть четыре колонны из яшмы, уцелевшие при сносе Храма Христа Спасителя. Любопытно, что здание университета воздвигли на том самом месте, где когда-то начинали строить этот храм.
В главном здании располагаются мехмат, географичесский и геологический факультеты, ректорат, администрация, музей землеведения, актовый зал и ДК МГУ. А в боковых секторах — общежития для студентов и аспирантов и квартиры преподавателей. Все задумывалось так, чтобы можно было здесь жить, никуда не выходя: почта, магазины, поликлиника, столовая и прочие предприятия бытового обслуживания.
Гостиница «Ленинградская»
Арх. Л. Поляков, А. Борецкий, инж. Е.Метлюк,
Гостиница «Ленинградская» — высотка на Каланчевской — самая маленькая из «семи сестер». Строили ее ленинградские архитекторы, стремившиеся сохранить ансамбль трехвокзальной Комсомольской площади: по их замыслу в облике и внутреннем убранстве гостиницы должны были прослеживаться мотивы русской архитектуры XVIII века — так называемый «нарышкинский» стиль. Замысел удался, здание стилизовано под древнерусский терем, но авторов обвинили в безвкусице и «культивировании архитектурных излишеств» и только им одним из всех архитекторов, работавших на высотках, не досталось Сталинской премии. В 2008 году, после реконструкции гостиница открылась уже под новым, международным брендом: «Хилтон Москоу Ленинградская». Теперь на этой сталинской высотке уже не одна, а пять звезд!
Гостиница «Украина»
Арх. А. Мордвинов, при участии В. Олтаржевского, В. Калиша, инж. П. Красильников,
Если «Ленинградская» — самая маленькая высотка, то «Украина» — вторая по высоте после главного здания МГУ. Она и сегодня производит грандиозное впечатление. А в