Дом на набережной
![](/upload/richedit/Image/1(199).jpg)
Дом на набережной. (Ул. Серафимовича, 2). Строился с 1927 по 1931 г. Автор проекта Б. Иофан.
Самое внушительное здание на Стрелке — серый пыльный дом, весь увешанный мемориальными досками. Это первый советский кондоминиум, построенный в конце
Берсеневка
![](/upload/richedit/Image/2(116).jpg)
Театр эстрады. Располагается в Доме на набережной со стороны Берсеневской набережной.
В доме был даже свой театр — теперь это Театр Эстрады, одна из самых одиозных точек на артистической карте Москвы. Поскольку сцену попеременно арендуют бездомные театрики, антрепризы и прочие концертные агентства, то афиша этого заведения выглядит весьма странно: бенефис звезды шансона, «Вишневый сад», представление Петросяна, концерт негритянского госпела и т.д.
Меж тем, мы продолжаем двигаться по набережной и перед нами уже маячат красные стены палат Аверкия Кириллова, построенные в начале XVIII века по моде своего времени в стиле барокко. Прямо за палатами виднеется Церковь Чудотворца Николы на Берсеневке. Храм, чудом уцелевший в безбожные
Экс-Арт-Стрелка
Под сенью Патриаршего моста расположилась стройка — предприниматели Александр Мамут и Сергей Адоньев участвуют в судьбе российской культуры. На месте бывшей галерейной коммуны «Арт-Стрелка», что ютилась в гаражах кондитерской фабрики, теперь возникнет Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Прежние арендаторы — художники, противопоставившие свой алкогольный стаж гегемонии «Винзавода» — не хотели съезжать с насиженных мест. Но под натиском финансовых авторитетов им пришлось покинуть помещения. Их примеру последовал коллектив фирменного магазина фабрики «Красный Октябрь». Похватав конфеты и печенье, они переместились поближе к памятнику Петру, в дом 6 по Берсеневской, стр. 1. И хотя строительство института в самом разгаре, дух культуры уже буквально окутал территорию бывшей Арт-Стрелки, нельзя не заметить с каким вкусом одеты охранники: черные комбинезоны-бежевые валенки.
Фабрика
![](/upload/richedit/Image/4(56).jpg)
Бывшие гаражи фабрики «Красный Октябрь». Сейчас здесь строится Институт медиа, архитектуры и дизайна.
Перед нами большое красное здание «Красного Октября». Раньше здесь вкусно пахло карамелью и шоколадом, теперь — увы: два года назад фабрика съехала. Еще задолго до этого разгорелись споры о том, как использовать бывшие цеха. Зданию уже 115 лет, а в Москве с архитектурой «пенсионного возраста» церемониться не принято. В 2003 году стартовал проект «Золотой остров», по которому Балчуг предполагалось превратить в обширную туристическую зону с массой развлекательных и торговых центров и одновременно застроить его элитным жильем. Предлагался и альтернативный план — выстроить здесь финансовый центр «Кремлин Сити». Одним из наименее вероятных сценариев развития событий была реконструкция и переделка помещений «Красного Октября» в дизайнерские лофты — квартиры для богатых холостяков. Нашлись и инвесторы, готовые вложиться в необычный проект. Но тут грянул кризис. Сейчас остается неясным: начнется ли стройка, а главное, когда. Так что пока на «Октябре» ютятся различные мелкие офисы-арендаторы. Правда, собственники заключают договоры об аренде лишь на три года — с намерением по истечении этого срока возобновить-таки девелоперский проект. Вот уже год один из этажей целиком снимает под свои выставки Baybakov Art Project. За это недолгое время команде Марии Байбаковой удалось осуществить 6 нестандартных проектов, познакомить московскую публику с исключительно «новым и интересным» (всего более 50 художников из России, США, Азии и Европы) и закрепить за фабричным адресом флер богемности, интеллектуальности и успешности. Пока что BAIBAKOV art projects закрыт на реконструкцию.
В последнее время все больше галеристов мечтательно глядят в сторону Стрелки. Во-первых, продвинутая молодежь благодаря Байбаковой уже протоптала туда тропинку, а, во-вторых, арендная плата здесь ниже, чем на том же «Винзаводе». Сюда недавно переехала фотогалерея «Победа» во главе с Ниной Гомиашвили, которая теперь будет самостоятельно определять арт-политику (партнер Нины Ирина Меглинская осталась на «Винзаводе» с собственной галереей «Меглинская»). Вскоре здесь заново откроется «Галерея братьев Люмьер» с экспозицией 250 фотографий кумиров
Перекусить и потанцевать
В последние несколько месяцев на Стрелке открылось сразу 3 новых заведения. Во-первых, Rolling Stone bar&Tattoo (Болотная наб., 3, стр.1) — бар, немного смахивающий на Hard Rock, однако организаторы ориентируются на другую публику. Тусовка и фейсконтрольщик здесь из Denis Simachev Bar, цены примерно те же. Свежий интерьер, немного иная музполитика и еще тату-салон, работающий под боком. Во-вторых, с противоположной стороны здания поселился клуб Progressive daddy (Берсеневская наб., 6 ), в котором скоро планируется открытие ресторана, концепция которого пока не разглашается. Этот клуб — проект от создателей «Крыши Мира». Внутри 2 бара, танцпол, диджей. За спиной диджея — роскошная панорама Москвы (клуб находится на последнем этаже). Летом будет также выход на террасу, которую клуб делит с первым полноценным рестораном на Стрелке «Мао». Заведение pre-party/afer-party формата : бар дешевле, чем в среднем по Москве, кухня азиатский фьюжн, о качестве которой пока судить рано — заведению всего несколько недель. И, конечно, такой же выдающийся вид, как по-соседству. В строящемся Институте медиа также ожидается кафе и бар «Стрелка», с огромной террасой для барбекю на крыше, за кухню в заведении ответят повара из того же Denis Simachev Bar. Кроме того, на Красном Октябре, возможно, уже к весне откроют свои заведения Митя Борисов и создатель «Луча» Евгений Митта.
Недалеко от новой клубной зоны, на Болотной наб. продолжает работать ветеран гламура — клуб «Рай». По замыслу владельцев, клуб рассчитан «на взрослых и состоявшихся людей, успевших познать славу и привыкших к комфорту и красивой жизни». Красивая, одно слово, райская жизнь нашла отражение и в интерьерах: Адам и Ева, древо познания, ангелы, змей-искуситель, единороги и трехглавые львы, птицы в клетках, зеркальные стены, витражи, мозаики и «ягуар» на танцполе. Будучи самым пафосным заведением последних лет, сегодня клуб утрачивает свое реноме, модная публика уходит по другим адресам. Тем не менее, в «Раю», говорят, все по-прежнему: загорелые R&B барышни и чернокожие швейцары.