Москва – экстравагантный город. В архитектуре столицы отпечатались и милые капризы жителей, и взбалмошные выходки властей. Накануне 1 апреля припомним самые причудливые постройки.
Дом-яйцо
(2002, арх. Сергей Ткаченко)
Вот уж и правда диво дивное! Такого дома вы точно больше не увидите нигде. Идея сделать здание в форме яйца возникла у архитек- тора Сергея Ткаченко совсем не случайно. Он придумал такой проект, когда участвовал в конкурсе на постройку нового роддома для города Вифлеема. Но тогда дело не пошло. Ткаченко попытался приткнуть яйцо на Пат- риарших, где сейчас стоит дом «Патриарх», и опять неудачно. Тем не менее, место для оригинальной придумки нашлось: 4-этажный особняк в виде яйца пристроили к многоквартирному жилому дому на улице Машкова. Среди местной застройки XIX века он смотрится абсолютным фриком. Авторы умудрились проигнорировать ключевые правила архитектурного этикета. Во-первых, они буквально воплотили форму яйца, вместо того чтобы обыграть ее чисто профессиональными средствами: колоннами, балками и т.д. Вовторых, они выбрали совершенно неустойчивую форму. И просто подперли яйцо белыми ножками-завитками. В-третьих, ярко-красный цвет облицовки в сочетании с белым декором напоминает о «несерьезном» лубочном стиле, который современная архитектура отвергает. Но это все цеховые распри. Всем неспециалистам дом нравится.
Особняк Арсения Морозова
(1895–1899, арх. Виктор Мазырин)
Резные короны, ракушки и завитки... Этот дом интересно рассматривать и находить новые детали.
Дом с витыми колоннами и морскими раковинами на стенах обращает на себя внимание любого, проходящего по Воздвиженке. В советское время он был известен как Дом дружбы с народами зарубежных стран и попал под таким названием в роман Василия Аксенова «Скажи изюм». Для главного героя этот особняк стал своеобразной лазейкой на Запад: здесь он получил загранпаспорт, в чем ему отказывали другие инстанции. Символично, что для самого Морозова дом был напоминанием о его заморском путешествии. В необычном декоре мавританского стиля выразилось восхищение купца средневековым португальским замком Синтры. «Раньше только я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать», – эти слова приписывают матери Морозова, ошеломленной нестандартным домом сына. Хотя он лишь продолжил давнюю московскую традицию, о которой еще в начале XIX века писал Пушкин: «Бывало, богатый чудак выстроит себе на одной из жилых улиц китайский дом с зелеными драконами… Другой выедет в Марьину Рощу в карете из кованого серебра 84-й пробы… Невинные странности москвичей были признаком независимости».
Жилой комплекс «Патриарх»
(1998, арх. Сергей Ткаченко)
В 1990-х годах в московской архитектуре появилась особая страсть к украшательству верхушек домов. Один из примеров – версия башни известного авангардиста Владимира Татлина, установленная на крыше дома «Патриарх», что на углу у Патриарших. Сам дом-носитель построен в так называемом «классическом» стиле и наделен колоннами, вензелями и другими элементами, ассоциирующимися с богатой Россией, уничтоженной большевиками. Правда, он больше напоминает буфет из купеческого дома, чем изящную горку с императорским фарфором. Но в целом выглядит солидно. По идее, башня тоже должна была придавать всему образу солидности. Весь курьез в том, что слишком уж это несочетаемые вещи. С одной стороны, башня Татлина, которая была спроектирована в эпоху отрицания классических традиций и, кстати, предназначалась для служб Третьего Интернационала. А с дру гой – «богатая» а-ля классическая архитектура с колоннами и балясинами.
Ходынка
За последние 10 лет Ходынское поле совершенно преобразилось. В XX веке оно в основном ассоциировалось с жуткой давкой в день коронования Николая II и падением самолета Чкалова. Теперь же тут, словно вопреки истории, одна за другой вырастают все более удивительные и несерьезные по внешнему виду постройки. Последнее приобретение местности – Клуб ветеранов внешней разведки – похоже на какой-то гипертрофированный бытовой прибор. Все его углы закруглены, будто он пластмассовый, а окна сливаются с черными и белыми плитами отделки. Ледовый дворец, опоясанный двумя спиралями пандусов, напоминает громадный пропеллер настольного вентилятора. Есть тут и жилые башни-трубы, которые, по «легенде» застройщика, символизируют пальмы. И здание-парус. И даже самый длинный жилой дом Европы, который из-за его ступенчатого силуэта называют кораблем. Окрашено же все это преимущественно в голубые и розовые тона, обычно ассоциирующиеся с чем-то сказочным.
Новый корпус МГПУ
(2005, арх. Александр Ларин)
Московский городской педагогический университет, образованный по инициативе мэра Лужкова, – это не только неординарный столичный вуз, но и весьма оригинальное сооружение. Так, верхний этаж его нового корпуса напоминает знаменитый древнегреческий храм Парфенон. Что можно считать своеобразным утверждением авторитета учебного заведения. Впрочем, необязательно вдаваться в политику. С точки зрения истории архитектуры, «парфенон» тут оказывается вполне к месту. Судите сами. Вуз располагается на окраине ВВЦ – огромного московского паркового ансамбля. А еще с конца XVIII века в усадебных парках стало модно строить так называемые «фолли» – беседки и другие сооружения в виде китайских пагод, арабских минаретов и греческих храмов. Получается, облик нового корпуса МГПУ как бы продолжает традицию старой Москвы, которая до эпохи индустриализации на 70% состояла из усадеб. Впрочем, в вузовских корпусах много и других затей – фонтаны, стеклянные перекрытия, необычные внутренние дворики.
ТЦ «Наутилус»
(1998, арх. бюро «АБВ»)
Весь «Наутилус» – это соединение заведомо несоединимого. Прежде всего модерна и хай-тека.
Торговый центр имени подводной лодки буквально «взорвал» Лубянку. На давно пустовавшем углу этой суровой площади архитекторы построили абсолютно несерьезную и даже несколько китчевую вещь. Композиция фасадов здания сродни лоскутному одеялу, в котором квадратик, вырезанный из полосатого носка, может быть пришит к заплатке, прилагавшейся к выходному платью, причем яркими, ни с чем не сочетаемыми нитками. Здесь более десятка цветов, также как размеров и очертаний окон. Штукатурка сосед- ствует не только с металлической обшивкой, но и с мозаикой, цвет которой вместе с волнистым парапетом напоминает о море. В итоге получился этакий бесшабашный праздник, где и фейерверк посмотреть можно, и тортом в лицо получить, а все весело будет.
Чудная столица: смешные дома Москвы
Накануне 1 апреля припомним самые забавные архитектурные странности города.