Путешествие по местам самых знаменитых народных промыслов — это возможность интересно провести выходные и увидеть, как создаются шедевры декоративно-прикладного искусства.
Подносы из Жостово
Этому промыслу 200 лет. Родился он из вековечного желания людей украсить свою жизнь красивыми вещами и, по возможности, за небольшие деньги. И мастера нашли выход: расписные шкатулки, табакерки и даже подносы в подмосковном Жостово делали из папье-маше (бумажной массы в смеси с клеем). Получалось дешево, но непрочно. Когда сибирские купцы завалили рынок железными подносами, жостовцы поняли, что проигрывают конкурентам. И стали свои подносы тоже ковать из железа. До сих пор их расписывают только вручную, художественными красками на льняном масле да беличьими кисточками. Затем всю эту цветочно-фруктовую красоту в несколько слоев покрывают лаком. Самые роскошные подносы можно увидеть в фабричном музее. А потом под руководством доброжелательного наставника создать свой шедевр.
Жостовская фабрика декоративной росписи / Московская обл., Мытищинский р-н, д. Жостово / запись на экскурсию по тел.:
Керамика из Гжели
В этих местах глину добывают уже 500 лет. Неудивительно, что со временем тут возникло керамическое, а затем и фарфоровое производство. С конца XVIII века в Гжели начали выпускать продукцию, которая превратилась в один из символов России. И даже заняла свое место в президентском подарочном фонде (мало кто из известных политиков или мировых кинозвезд — от Клинтона до Сталлоне — не был осчастливлен гжельским фарфоровым чайником или самоваром). Синяя кобальтовая роспись по белому фону — вот он, узнаваемый фирменный стиль, в котором сегодня создаются не только тарелки-кружки-чайники, но и часы, шахматы и даже камины. Пройдя по залам заводского музея, где собраны лучшие образцы фарфора и керамики (есть даже экспонаты, датированные XV веком), вы, несомненно, почувствуете разницу между массовой стилизацией «под Гжель», наводнившей московские прилавки, и подлинными произведениями искусства, выполненными местными мастерами. Кстати, обращению с глиной здесь учат сызмальства, чуть ли не с детского сада. На мастер-классе вы освоите и лепку, и роспись, а получившуюся в итоге чашку или вазу заберете с собой на память.
ЗАО «Объединение Гжель» / Московская обл., Раменский р-н, д. Турыгино / запись на экскурсию по тел. :8-499-553-81-55,
Шкатулки из Федоскино
Папье-маше — казалось бы, материал непрочный. Но федоскинцы настолько уверены в своей продукции, что дают на нее столетнюю гарантию. Все дело в тщательности выполнения работы, ведь на изготовление каждой шкатулки уходит от 4 до 6 месяцев, одних только лаковых слоев наносится не менее десяти. Но секрет популярности шкатулок, безусловно, не только в их прочности, но и в традиционной росписи. Тут и райские птицы, и хороводы сарафанных красавиц, и лирические русские пейзажи. При оформлении используется сусальное золото, потому от картинок буквально исходит сияние. Полюбоваться на все это великолепие можно в экспозиционном зале фабрики — здесь представлено около 2000 расписных коробочек. Попадаются и экземпляры, украшенные «неканоническими» сюжетами, например, «Товарищ Хрущев и первые советские космонавты» или «Товарищ Сталин за столом в рабочем кабинете». Как в Жостово и Гжели, в Федоскино тоже проводят экскурсии и мастер-классы. А еще здесь есть единственный в России фирменный магазин, где как раз сейчас — хорошие скидки.
Федоскинская фабрика миниатюрной живописи / Московская обл., Мытищинский р-н, с. Федоскино / заказ экскурсии по тел.:
Платки и шали из Павловского Посада
В свое время Вячеслав Зайцев потряс весь мир дизайнерской коллекцией, созданной на основе павловопосадских платков.
Этот промысел зародился в один год с федоскинским —
Павловопосадская платочная мануфактура / Московская обл., г. Павловский Посад, ул. Каляева, 5 / запись на экскурсию по тел.
Хрусталь из Гусь-Хрустального
Шедевры гусевского производства выставлены в местном Музее хрусталя.
Знаменитое гусевское производство тоже когда-то начиналось в Подмосковье. В середине XVIII века под Можайском работала весьма успешная хрустальная фабрика купцов Мальцовых. Но вышел указ Сената «снести винокуренные, медные, железные и стекольные заводы в пределах г. Москвы и от Москвы в двухстах верстах» (уж слишком активно стали вырубаться здешние леса), и предприятие «переселилось» во Владимирскую губернию. Речка, на которой поставили заводик, звалась Гусь, само производство развивалось как хрустальное — так на карте появился город Гусь-Хрустальный. На производстве работали лучшие мастера, внедрялись все новейшие технологии, перенимался опыт чешских заводов, выпускающих богемское стекло, — уже к середине XIX века продукция вышла на мировой уровень. Всю эту славную историю, отразившуюся в роскошных изделиях — от крохотных рюмок до огромных ваз, — можно проследить в интереснейшем Музее хрусталя. На протяжении двухсот лет лучшие образцы заводской продукции складывали в ящики и пересыпали опилками, и каким-то чудом при всех невзгодах-потрясениях эта бесценная коллекция уцелела. Размещается музей в бывшем соборе Святого Георгия — великолепном здании, на которое Мальцовы не пожалели денег. Проектировал его архитектор Леонтий Бенуа, брат знаменитого искусствоведа и художника Александра Бенуа. А оформлял изнутри Виктор Васнецов: до сих пор сохранилось его полотно «Страшный суд» площадью почти в 50 квадратных метров и мозаичный иконостас, созданный из разноцветного стекла по его эскизам. Да и сам город достоин отдельной прогулки: старинные улочки, купеческие дома...
Музей хрусталя / Владимирская обл., г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2А / тел. музея
Фарфор из Вербилок
В дореволюционной России особо ценился фарфор «гарднеровский» и фарфор «кузнецовский». Так вот оба они выпускались на одном подмосковном заводе в Вербилках. Еще в XVIII веке англичанин Гарднер открыл здесь производство фарфора. Поначалу изделия маскировались под мейсенские (из прозрачного твердого фарфора с колокольным звуком), но вскоре надобность в подобном лукавстве отпала, потому что гарднеровский фарфор «распробовали», и заказы на него стали поступать даже из Императорского дома. У наследников Гарднера завод выкупил преуспевающий промышленник Кузнецов, а заодно и приобрел права на знаменитую марку. Так переплелись истории «гарднеровского» и «кузнецовского» фарфора. Кузнецов поставил производство на широкую ногу — здесь делали не только посуду, но и печные изразцы, и даже иконостасы. В дальнейшем слава завода несколько поблекла, в XX веке счет выпускаемой продукции пошел на миллионы, и даже сейчас значительная часть изделий носит массовый характер. Но все равно вербилковская чашка, купленная сегодня, — это родственница того самого «гарднеровского» фарфора, который можно увидеть во многих музеях страны и, само собой, в заводском музее, где собрано все самое лучшее.
ЗАО «Фарфор Вербилок» / Московская обл., Талдомский р-н, пос. Вербилки / тел.