Вселенная находится в постоянном движении, и все в ней — от атомов до галактик — вращается вокруг определенных осей. По представлениям суфиев, кружась в особом танце, человек обретает целостность, отбрасывая все лишнее и ненужное.
Источник фото: архив журнала.
Для того чтобы научиться исполнению ритуального суфийского танца сема, раньше необходимо было вступить в соответствующее братство вращающихся дервишей — например, Мевлеви. Подав прошение на имя шейха (главы ордена) и получив его благословение, новичок препоручался наставнику из числа опытных дервишей, у которого и обучался сакральным движениям. В наши дни в Москве дело обстоит значительно проще: официального представительства братства Мевлеви здесь нет, а вращениям учат всех, кто приходит на семинары, преподавая эту технику в качестве одного из способов внутреннего самосовершенствования.
Исламские аскеты и мистики суфии используют кружения главным образом как инструмент познания Бога. Для остальных танец может с равным успехом стать как ключом к медитации, так и средством избавления от стресса или путем глубинного познания самого себя. В психологическом центре «Альтернатива», где практикуют суфийские вращения, каждый пришедший находит в этой практике что-то свое.
Обычно кружатся под звуки барабана, но можно и под ритм собственного дыхания и традиционную музыку. Сами суфии вращаются только против часовой стрелки («вокруг сердца»), однако в силу множества индивидуальных факторов направление вращения нужно выбирать самому. Для этого достаточно просто закрыть глаза и повернуться в удобную сторону, а чтобы во время танца не закружилась голова, следует все время смотреть на ладонь одной из рук, которую при вращении нужно держать перед собой. О том, как ставить ноги, можно не беспокоиться — тело само все подскажет. Однако во время вращения важно следить за дыханием. Мир вокруг тут же потеряет четкие контуры, как будто расплывется, но даже после пяти минут практики голова не закружится. Через некоторое время после начала, когда удается синхронизировать движения с музыкой, а дыхание с вниманием, происходит то, о чем предупреждает перед началом тренер: четкое ощущение того, что ты стоишь на месте, смотришь на ладонь, тогда как весь мир вокруг пестрым смазанным шлейфом продолжает кружиться. Это значит, все выполнено верно и начался процесс центрирования, когда на периферию отбрасывается мусор ненужных эмоций и представлений, оставляя внутри лишь то, что действительно важно. Еще несколько минут вращений, и по хлопку надо не спеша остановиться, после чего полежать в тишине и покое некоторое время. Затем обычно бывает чай, к которому каждый из пришедших приносит какое-то угощение, и совместное обсуждение пережитых ощущений. Кто-то чувствовал, как изнутри нагрелся весь позвоночник, у другого уже во время отдыха появился образ красного луча, выходившего из груди в космос, — в общем, переживания самые разные, но все позитивные. Недаром великий персидский поэт-мистик Джелаледдин Руми, сыном которого и был основан Мевлеви, считал, что освобождение духа от тяжести плоти возможно лишь в сема.