В МАММ в рамках выставки «Павел Флоренский — русский Леонардо» 13 декабря прошел круглый стол «Творчество Павла Флоренского в области гуманитарных и естественных наук». Павел Александрович Флоренский — русский православный священник и ученый, поэт и философ, искусствовед и богослов. На круглом столе говорили о Флоренском как о человеке, опередившем свое время и предвосхитившем многие отрасли современного знания.

1 Флоренский о науке и религии

Павел Флоренский окончил физико-математический факультет МГУ, ему предлагали остаться в университете и работать над диссертацией. Но он поступает в Московскую духовную академию. Сочинение «Столп и утверждение истины» он пишет, учась в академии, и завершает его к концу обучения, в 1908-м, в 26 лет. В 1911-м принимает священство. Обновленный, труд «Столп и утверждение истины» в 1914-м издается как защищенная диссертация. «Столп» широко обсуждают. Отзывы есть как восторженные, так и критические, но, определенно, труд становится значительным явлением и в литературных, и в философских кругах. С 1916 по 1925 годы Флоренский пишет еще ряд философских работ. Вместе с этим — возвращается к занятиям физикой и математикой, работая в Главэнерго, где занимается электротехникой. После ареста, во время ссылки в Сковородино, он будет заниматься изучением вечной мерзлоты, а когда его переведут в Соловецкий лагерь, работать на лагерном заводе йодной промышленности и изучать добычу йода и агар-агара из морских водорослей, за что получит более 10 патентов.

Алексей Паршин, доктор математических наук, академик РАН:
Флоренский, учась в МГУ и еще планируя перейти в Духовную академию, писал о задаче создать и религиозную науку, и научную религию. Отец Павел считал, что в отходе людей от веры наука сыграла важную роль. Возрожденческой науке он предписывал гибель беспощадную — так, как она беспощадна к людям. Любя науку, будучи внутри науки, он занимал по отношению к ней критическую позицию. И, похоже, мечта его юности осталась нереализованной.

Александр Казарян, доктор философии, профессор Московской духовной академии:
Работы Флоренского имели иную структуру по сравнению с тем, что публиковалось в XVIII—XIX веках. Что это — религиозная философия, новое богословие? Даже слова современной науки не могут описать то, что он делал. В его учениях есть многое именно от философии XX века. Он говорил, что его поймут через 50 лет, но сейчас прошло 75 лет с его смерти — и нельзя сказать, что его до конца поняли. Каждый специалист в своей области может изучать его труды со своей точки зрения, но синтез никому не доступен. Та же точка, например: он говорил о ней и как о понятии математическом, и метафорическом, и метафизическом. Его работы можно воспринимать только под углом синтеза.


2 Флоренский и искусствоведение
Параллельно с занятиями наукой Флоренский работал ученым секретарем Троице-Сергиевой Лавры, занимался искусствоведением, написал несколько работ по древнерусскому искусству. С 1921 года он — профессор Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).
Михаил Соколов, доктор искусствоведения:
Искусство было для отца Павла не хобби, а одной из стержневых основ его мышления. Он и сам был художником, взгляните на экспонаты выставки, какая у него умная, элегантная рука. Модели в его исполнении превращаются в произведения искусства. Он знал церковное искусство, работал с Троице-Сергиевой Лаврой. Но этим не ограничивался. Например, его суждения о классическом голландском натюрморте: перед нами метафизические фрукты, сквозь них светится дух. Искусствоведение однажды было названо Золушкой среди наук. Эта Золушка погибла еще в 20-х годах, когда закрыли Государственную академию художественных наук. Но были личности, духовного наследия которых достаточно, чтобы все возродилось — в том числе Павел Флоренский, труды которого оказали на деятельность академии огромное влияние.


3 Флоренский и ВЭИ
Владислав Дмитриев, начальник информационно-маркетингового центра Всероссийского электротехнического института им. В.И. Ленина (ВЭИ):
Большую часть жизни Павел Флоренский работал как ученый, инженер, естествоиспытатель. Во многом переход к научной деятельности был вынужденным шагом: после революции и последующих событий ему нужно было думать хотя бы о том, как прокормить семью. В 1921 году Государственный экспериментальный электротехнический институт начинал свою деятельность. Мир вошел в эру электричества. Государству надо было создать свою национальную электроэнергетику, технику. Но ученых, разбирающихся в этом, было мало. Тогда Павел Флоренский и начал работать в институте. И сразу взялся за трудное дело — материаловедение. В этой отрасли надо многое знать — химию, физику, математику, биологию... Флоренский занимался и поиском новых сотрудников, и материалов, постоянно отправляясь в командировки по свей стране. При этом сан он не снимал, все время приходил в институт в рясе и с крестом. Он был будто символом того, что можно объединить науку и религию. Конечно, власти это не нравилось, и от него пытались избавиться. В 1928 году в Загорске стреляли в руководителя кружка безбожников. В городе арестовали около двух тысяч человек — в том числе и отца Павла. Флоренского приговорили к трем годам, но тогда многие, в том числе и институт, вступились за него, и через несколько месяцев он был освобожден и вернулся к работе. Тогда в Лефортово построили большой научный комплекс, и в ВЭИ (так был переименован Государственный электротехнический институт) сконцентрировались все выдающиеся ученые. Страна сняла с должностей всю старую профессуру, всех руководителей отделов, поставив на их место молодых инженеров. И только Павла Флоренского не отстранили от должности — он продолжил работать главой отдела материаловедения, ему просто не было замены. Но институт расширялся, и вместо 26 сотрудников под его началом оказалось 209 человек. Он стремился вникнуть в деятельность каждого, но многие были против. Возникали конфликтные ситуации. Арест Павла Флоренского произошел после трагического случая. Молодой лаборант решил проверить, можно ли охладить жидким кислородом трансформаторное масло (а этого делать категорически нельзя). Взрыв, четыре смерти. Вскоре после этого Павел Флоренский был арестован (хотя в материалах следствия о взрыве не говорится).

4 Флоренский в разное время
Павел Флоренский был арестован 26 февраля 1933 года. По официальной версии — за руководство контрреволюционной националистической фашистской организацией «Партия возрождения России». Через пять месяцев его осудили на 10 лет заключения. В 1934-м его направили в Сковородино на опытную мерзлотную станцию, через несколько месяцев — в Соловецкий лагерь особого назначения. 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Сообщенная родственникам официальная дата кончины — 15 декабря 1943 года — вымышлена.
Борис Любимов, театровед, искусствовед, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина:
Флоренский защитил диссертацию в 32 года — трудно вспомнить подобный пример. Самый молодой, юный, дерзкий, он любил разбросать «драгоценные камни» — для него этими камнями были математика, искусствоведение, поэзия, философия... После 1917-го он перешел от синтеза науки и религии к практической науке. Но метод синтеза наук точных и неточных он продолжал применять, например, в искусствознании. В советские годы порой те, кто учился философии, цитаты богословов находили только в его трудах. После 1988-го, возрождения церкви, он наконец занял свое место. В 90-е, сложное время, выходят его сочинения. И недооцененным остался том с его письмами семье. Как он умел проникновенно, с пасторским и отеческим вниманием и любовью находить слова к каждому! Тот, который должен был искать сострадания и утешения — сам утешал. Эти письма — настоящий памятник смирения, терпения, воли, мужества, мученичества. В наше время людей вновь потянуло к молодой вере отца Павла в церковность. Снова звучат отсылы к его мыслям о Боге, человеке, природе, Вселенной, о храмовом действии как синтезе искусства и веры, того, что тебя ведет, влечет и, в конечном итоге, спасает.


5 Флоренский за рубежом
Фабиан Хеффермель, славист (Швеция):
Я представляю работы и наследие Павла Флоренского в других странах, и скажу, что делать это трудно. Его работы, конечно, переведены на другие языки — английский, итальянский... Но в основном исследованием его сочинений занимаются слависты — или люди, которые знают, изучают русский язык. То есть, на западе на работы Флоренского смотрят как на интересное явление, помогающее понимать Россию, а не интересное явление само по себе. Хотелось бы изменить эту ситуацию. Мне бы хотелось, чтобы работами Флоренского занимались богословы и философы во всем мире.