Что представляет собой опыт прикосновения к прекрасному? Как определить этот опыт с позиций разума? Теория профессора философии Денниса Даттона, дающая смелое объяснение понятию красоты.
1 Универсальность  эстетических ценностей. Музыку Бетховена ценят в Японии, перуанцы любят японские гравюры на дереве, скульптуры инков считаются жемчужинами коллекций британских музеев, а пьесы Шекспира переведены на все основные языки мира. Хотя виды искусства так различаются, существуют универсальные, кросс-культурные эстетические ценности. Как же объяснить эту универсальность? Самый верный путь — провести ретроспекцию наших современных предпочтений и вкусов и объяснить, каким образом они укоренились в нашем сознании.


2 Ощущение красоты, сопряженное с удовольствием и остротой переживаний, лежит в сфере эволюционного развития. Чувство прекрасного — лишь один из компонентов в целом наборе эволюционных приспособлений. Красота — это механизм приспособления, который мы развиваем, и усиливаем, создавая и наслаждаясь произведениями искусства. Как вам должно быть известно, один из главных эволюционных механизмов — это естественный отбор, заключающийся в избирательном закреплении случайных изменений наряду с сохранением главных особенностей анатомии и психологии. Естественный отбор объясняет многие наши глубинные страхи и неприятие некоторых вещей: отталкивающий запах гниющего мяса, боязнь змей или страх высоты. Этот же механизм объясняет и удовольствия: сексуальное наслаждение, тягу к сладкому, к жирной и белковой пище.


3 Другой важнейший механизм эволюции — это половой отбор. Проявления его очень разнообразны. Великолепный павлиний хвост — один из самых ярких примеров, сам Дарвин был уверен, что самкам павлина хвост самца кажется красивым. Мы можем сказать, что красота — это одно из эволюционных приспособлений, которое пробуждает и поддерживает интерес или увлечение, или даже одержимость, воодушевляя нас принимать решения, наиболее способствующие выживанию и продолжению рода.


4 Считается, что самыми ранними произведениями искусства были изумляющие своим мастерством наскальные изображения, в пещерах Ласко и Шове. Находкам в Шове примерно 32 000 лет. Но в действительности художественные навыки гораздо старше. Имеются в виду так называемые ашельские топоры, самые древние каменные орудия труда  из ущелья Олдувай в Восточной Африке. Они были сделаны около двух с половиной миллионов лет назад. Количество найденных топоров говорит о том, что их не могли использовать для охоты. Дело еще более усложняется, когда узнаешь, что, в отличие от других инструментов эпохи плейстоцена, лезвия каменных топоров не имеют следов использования, которые легко было бы обнаружить на хрупкой поверхности. Некоторые из них слишком велики, чтобы пользоваться ими по прямому назначению. Их симметричная форма, хороший материал, а главное — особая тщательность обработки даже сегодня делают их эстетически привлекательными.
Наиболее доступным ответом на загадку их предназначения будет предположение о том, что они представляют собой наиболее ранние из известных произведений искусства, орудия труда, приобретшие художественное очарование, имеющие ценность благодаря не только изящной форме, но и мастерскому исполнению.


5 Красота в мастерстве. В современном мире виртуозная техника используются для создания воображаемых миров в литературе и кино, для выражения сильных переживаний в живописи, музыке и танце. Но до сих пор главным свойством нашей пра-личности, определяющим наши эстетические предпочтения, является то, что красота для нас  в мастерстве исполнения. В пещере Ласко и Лувре, в Карнеги Холле люди демонстрируют врожденный вкус к виртуозному воплощению замысла в искусстве. Мы находим красоту в том, что хорошо сделано.

 

Лекция целиком