Новая книга Кэлли Блэкмен «100 лет моды в иллюстрациях» – это не простой повод «полистать картинки». Это восхитительная возможность путешествия. С бесконечным рядом ассоциаций, сравнений, фантазий и удивлений.

«Когда были получены первые платья, Лилиан не стала прятать их в шкаф. Она развесила их по всей комнате. Бархатное повесила над кроватью, а рядом с ним — серебристое, так, чтобы, пробуждаясь ночью от кошмаров… она могла протянуть руку и дотронуться до своих платьев — серебристого и бархатного, — до этих спасительных канатов, по которым она сумеет подняться из смутных серых сумерек к четырем стенам, к ощущению времени, к людям, к пространству и жизни». Помните, откуда это? Ремарк. «Жизнь взаймы». Девушка, покинув туберкулезный санаторий, отправляется в Париж и там первым делом заказывает себе платья у знаменитого модельера К. Баленсиаги, клиентками которого становятся лишь избранные — королева Испании, герцогиня Виндзорская, королева Бельгии, принцесса Монако.

Платье – это поэма в ткани, созданная вдохновением кутюрье, чтобы шорохом складок радовать женщину и заставить грезить поэта. Недаром история Золушки и Сабрины, пушкинской Барышни-крестьянки, Анны Карениной или Ирэн Форсайт начинается именно с платья. «Волшебница коснулась Золушки своей палочкой, и старое платье мигом превратилось в наряд из золотой и серебряной парчи, богато расшитой драгоценными камнями». «Я вас воображаю на бале в лиловом. – Отчего же непременно в лиловом? — улыбаясь, спросила Анна». «Боже мой, да ведь это Сабрина! — Они с Дэвидом знакомы еще с двух лет. — Тогда у нее еще не было этого платья...»

В блоковской поэтической формуле «И веют древними поверьями ее упругие шелка» вторая часть предельно проста: шелк натуральный, производитель, артикул, плотность ткани, ширина, окрас, цена. Первая часть — то, из-за чего поэт за столиком пригородного кабака оглянулся, и возникло волшебное покачивание... «И веют древними поверьями...» И образ возник...

Фотография модели
в костюме «Бар». 1947.
Кристиан Берар. Костюм «Бар»
из коллекции Кристиана Диора в стиле
«нью лук». Акварель. 1947.

 

***

Итак, вначале был образ. Именно об этом книга Кэлли Блэкмен «100 лет моды в иллюстрациях», выпущенная под Новый год московским издательством «Колибри». Эта книга способна заставить грезить любого, кто возьмет ее в руки. Даже если ваш гардероб сводится к кедам, джинсам и клетчатым рубахам! И дело не в том, что написана она выдающимся знатоком моды, дизайна, истории костюма и истории искусств и содержит массу иллюстраций (а именно четыреста, причем в высококлассном полиграфическом исполнении!).  Дело как раз в образе красоты, который запечатлен на этих иллюстрациях.

Сто лет моды от начала ХХ века до наших дней освещает не дежурный набор фотографий, а именно художественная графика (литографии, карандаш, пастель, акварель) художников, созданная для легендарных журналов, таких как Vogue, Harper's Bazaar, Women's Wear Daily, Esquire, Femina, для модных каталогов. Здесь же представлены вывески модных домов, обложки книг, портреты из частных коллекций.

Автор объясняет, отчего в качестве объекта повествования выбраны именно иллюстрации, а не фотографии. «Хотя фотографы постоянно расширяют границы творчества и границы возможного, все, что они могут, — это запечатлеть то, что существует, — замечает Кэлли Блэкмен. — Иллюстраторы, напротив, способны выбрать и подчеркнуть какую-то определенную деталь; способны заставить фигуру затмить одежду или одежду — выйти на первый план; способны передавать настроение, атмосферу, и делать это с иронией или со страстью».

Вот, например, на снимке и на акварельном рисунке предстает один и тот же костюм Кристиана Диора в стиле «нью лук»: зауженная талия, широкая плиссированная юбка, стилизованная китайская шляпа, но насколько поэтичнее и изысканнее выглядит модель на рисунке Кристиана Берара! Год 1947, когда мода решительно берет реванш за лишения военных лет. Женщины сходят с ума от нейлоновых чулок, изящных туфель, диоровских твин-сетов и роскошных юбок, овивающих ноги.

***

Формально это книга-альбом. Французы называют такой тип изданий Beaux livres — буквально: прекрасные книги. Из тех, что с удовольствием выкладывают на журнальный столик. Полистал и закрыл. А эту открываешь и тотчас ощущаешь аромат времени — «Так было хорошо на свете жить в то лето…»

Неизвестный автор. «Поход за покупками». Каталог «Хэрродс». Коллекция Стэплтона. 1909.

Отправная точка — обложка модного каталога 1909 года, выпущенного лондонским универмагом «Хэрродс». Это все еще корсеты, развесистые шляпы и километры ткани. Хоть кринолинов и турнюров уже нет, но в сущности мода еще недалеко ушла от времен «Дамского счастья» Золя.

Этьен Дриан. «Следящая за операцией».
Журнал Gazette du bon ton.
Трафаретный рисунок. 1915.
Неизвестный автор.
Костюмы из ткани джерси
от Шанель. 1916.

 

***

Но Первая мировая не за горами, и лик моды неотвратимо меняется: платья становятся короче, функциональнее, корсеты уходят в прошлое (в них невозможно ни стоять у станка, ни ухаживать за ранеными). Мода чутко реагирует на изменение ситуации: коротко стриженая мадемуазель прильнула к карте театра военных действий, и пока модельер заботится о распределении складок и фестонов юбки, художник заставляет девушку нацелить французский триколор под Верден – как никак на дворе 1915-й!

***

А уже в следующем году на горизонте высокой моды появляется Габриэль Шанель. Именно тогда она открывает первые бутики и выпускает коллекцию. Великая мадемуазель заявляет: «Мне нравится, когда мода появляется на улице. Но я не допущу, чтобы она оттуда приходила». И, противореча себе самой, пускает в ход практичные «мужские» ткани джерси и твид, немыслимые прежде в женских нарядах, клешеные матросские штаны, наряды «под мальчика».

Эмжик. Мужской костюм из твида в крапинку. Коллекция Стэплтона. 1929.

***

Жизнь стремительно корректирует занятия и силуэты: теннисные костюмы, пальто для авиаперелета и морских путешествий, одежда массового производства из постреволюционной России (Любовь Попова и Родченко). А вот и американские мужские костюмы эпохи Великого Гэтсби. Разве не в таком Леонардо Ди Каприо вскоре появится на экране в одноименном фильме?

***

Здесь мы видим одежду, которую носили и носят, и одежду, которую не носит никто, зато все говорят о ней. В повседневной одежде платья упорно закрывают колено, которое Шанель объявила самой уродливой частью женского тела, и устремляются к паркету, если речь идет о нарядных моделях. Словом,  подстраиваются под конкретную ситуацию. Но, в любом случае, они достаточно длинны, чтобы скрывать самое существенное, и в меру коротки, чтобы пробудить в сильном поле охотничий инстинкт. В журналах шутят: женщина может носить бальное платье и не уметь танцевать, платье для коктейля – и не пить их, облачиться в купальный костюм – и не уметь плавать, но стоит ей надеть подвенечное платье, как она тотчас понимает, как этим воспользоваться!

Тод Драз, оригинальная иллюстрация
для американского Vogue.
Пастель и акварель. 1950.
Стивен Стайпелмен.
Вечернее платье для журнала
Women's Wear Daily. 1991.

 

***

Вслед за модой меняет свой лик и модная иллюстрация. Она осваивает новые техники и материалы, фотомонтаж и фломастеры, но неизменно помнит о стоящей за ней истории живописи. Полюбуйтесь чудесным рисунком Тода Драза, выполненным для американского Vogue. Принт на чудесной шляпке-клош с загнутыми вверх полями напоминает о любимых Ван Гогом японских гравюрах и предвещает этнические принты нынешней моды.

***

Девушка в бальных перчатках и облачном, призрачно белом вечернем платье на рисунке Стивена Стайпелмена явно навеяна картиной Валентина Серова, где изображена великая балерина  Анна Павлова.

Грейсон Перри. Модель Шанель (Spoon). 2005.

***

А вот и наши современники: политически продвинутая девица в наряде от Шанель на фоне фотоснимка городского пейзажа со злободневным плакатом, призывающим помочь полиции раскрыть преступления, и  хипповатая парочка в джинсовых рубашках (компьютерная графика). Художники, отложив кисти, вооружились лэп-топами.

***

Издатели нисколько не погрешили против истины, уверяя, что перед нами Библия моды в иллюстрациях, где  революции и триумфальные возвращения, каждое движение капризной богини дано глазами великолепных художников, и столетие моды оборачивается столетием открытий.

Благодарим издательство «Колибри» за предоставленные иллюстрации.