В обновленном культурном центре ЗИЛ пространства памятника конструктивизма наполняются современным звучанием.
Воскресенье, день. Солнечно, но морозно. Приближаясь к ДК ЗИЛ, я слегка недоумеваю. На 2 часа дня запланировано шоу воздушных змеев. В парке вокруг ДК пустынно, дорожки обледенели. Для воздушных змеев не сезон. Ребята с камерами и светом идут к главному входу, двигаюсь за ними. Похоже, шоу все-таки будет, неужели внутри?
Признаюсь, в ДК ЗИЛ до этого я ни разу не была. Его «возрождение» с превращением в современный культурный центр началось в прошлом году. Годы до этого первый и самый большой дворец культуры в Москве, построенный в 1930-е братьями Весниными, памятник конструктивизма, разделял участь ДК провинциальных городков. Сюда ходили в основном дети и пенсионеры, работали кружки, хор, балетная, театральная студия, караоке, проходили концерты малоизвестных исполнителей. В прошлом году руководство (не без некоторого скандала, как водится) сменилось. ЗИЛ среди московских домов культуры стал чем-то вроде Парка Горького среди других парков — пару лет назад. Департамент культуры Москвы делает из него современный культурный центр, с тем чтобы потом по образу и подобию преобразовать другие ДК.
Поднявшись по мраморной лестнице, мы выходим в огромный холл. Звучит музыка. Под потолком, напротив окон в несколько метров в высоту, летает, не парит, а как будто танцует, воздушный змей. Внизу им управляет человек, и как он это делает, сразу не удается понять. Кругом — наблюдает народ, самый разный: подростки, взрослые, мамы с младенцами, бабушки с внуками, пары и одиночки. В ЗИЛе работает секция, где ребят учат делать таких змеев и управлять ими, а сегодня — «показательные выступления».
В прошлые выходные в этом же пространстве проходила большая акция по буккроссингу, безвозмездному обмену книгами. До этого был чемпионат по йо-йо, в прошлом году это пространство отдавали художнику Хихусу и его фестивалю комиксов «Коммииссия». Большинство таких мероприятий, они проходят почти каждые выходные, бесплатные, но приходят сюда пока в основном жители окрестностей «Автозаводской», где стоит ДК.
Зато заниматься в Дом танца джаз-модерном и современным танцем приезжают из разных районов Москвы. Школа современного танца, сделанная совместно с международным центром ЦЕХ (в Москве это главный центр современного танца и перформанса), работает тут с 2011-го. В ДК и до преобразований работали — и продолжают работать — танцевальные студии для детей и взрослых. Дети учатся петь и танцевать, ставят номера из мюзиклов, занимаются классикой, народными, бальными, спортивными танцами. Для взрослых, кроме современного танца, тоже есть классический балет и бальный танец (несколько студий). Мимо учеников одной из них мы проходим во время нашей экскурсии: пары, мужчины и женщины средних лет, слушают преподавателя и начинают кружиться под музыку. Довольно трогательно. Как и стоящий рядом самодельный стенд с расписанием занятий. Это напоминает сцену из фильма «Москва слезам не верит», где ставшая главой фабрики Катя приходит в клуб к героине Ахеджаковой. Вообще, во всех интерьерах ЗИЛа есть что-то кинематографическое, все кажется, будто видел эти стены и огромные окна где-то в советском кино. Не снимали ли здесь фильмы? Да. В ДК снимали картину «Чародеи» по книге Стругацких — как раз в вестибюле, где сейчас летают змеи, стояла новогодняя елка из финальной сцены празднования Нового года.
Со Стругацкими ЗИЛ связывает не только это. Тут проходит программа «Лекции в НИИ ЧАВО» — именно так, если помните, назывался сокращенно Институт Чародейства и Волшебства из книги «Понедельник начинается в субботу», по мотивам которой и сняты «Чародеи». Право на использование названия дал Борис Натанович Стругацкий, совсем за короткое время до своей кончины. «Лекции в НИИ ЧАВО: история и современность фантастики» — это цикл лекций и мастер-классов современных писателей-фантастов и литературных критиков. Рассказывают об истории фантастики и учат слушателей самих придумывать фантастические миры.
Вообще в программе лектория больше 10 направлений, есть, например, курс, посвященный архитектуре ХХ века, автомобильному дизайну, есть юридический ликбез и лекции финалистов и участников премии «Просветитель». В лекторий хочется вернуться и из-за самого пространства. Это полукруглый зал с огромными, опять же, окнами, сейчас их заливает солнце, за стеклами виден сад.
Вообще, в ЗИЛе очень светло, просторно и уютно. При всей оставшейся атмосфере ДК советских лет тут есть ощущение нового пространства. В библиотеке идет ремонт — из нее будут делать общественное пространство нового формата с коворкингами и читальным залом. Пока обновляют фонды, покупают новые книги, а списанные выставляют на стеллажи в холлы — буккроссинг продолжается. Детей на занятия чаще стали приводить папы: в ЗИЛе работает wi-fi, есть масса мест, где можно поработать, любуясь видом из окон, кругом стоят столы для пинг-понга (ракетки выдают), в холле внизу можно сыграть в шашки, шахматы, нарды, другие настольные игры. Появились автоматы с кофе, бутербродами и шоколадками, кафе в ближайших планах.
Еще в ЗИЛе работают научная студия и театральный центр (особая гордость — Драматический театр им. С.Л. Штейна, откуда вышли, например, Василий Лановой, Вера Васильева, Валерий Носик), вокальные и фольклорные студии для детей и взрослых, мастерская hand-made дизайна, изобразительная студия, школа английского языка, школа развития для совсем маленьких детей от года — всего не перечислишь. Есть большой зал на 888 мест. А в марте тут открывают новый зал-конструктор, пространство для экспериментальных постановок. 10 марта зал откроет постановка мэтра contemporary dance Александра Пепеляева, танцевальный медиаспектакль «Квадрат временного хранения 48х9». 48х9 — пропорции экрана нового зала, на который проецируется изображение и с которым взаимодействуют исполнители. Как взаимодействуют, нам предстоит увидеть.