Прославленный английский режиссер Дебора Уорнер поставила «Евгения Онегина» с Валерием Гергиевым за пультом и Анной Нетребко в партии Татьяны. «Живой» спектакль открывает сезон в нью-йоркской Метрополитен опера, а московские зрители смогут посмотреть трансляцию в одном из столичным кинотеатров.

Открытие сезона в Нью-Йорке и открытие сезона в российских столицах — это игра «найди семь отличий». За океаном театр не страдает ханжеством, не стесняется жить на чужие средства и, соответственно, напоминать кормильцам о своих нуждах. Поскольку взаимоотношения капитала с искусством там давние и юридически пристойные, все обставлено всерьез: спонсоры, меценаты, учредители, соучредители и прочие хорошие люди непременно приходят в театр на открытие сезона. Поэтому первый вечер в Метрополитен — это намного больше, чем первый вечер.

А нынешний первый вечер — повод для повышения самооценки российского искусства. Ведь в этом году нью-йоркский сезон открылся «Евгением Онегиным» с Валерием Гергиевым за пультом и Анной Нетребко в партии Татьяны. Плюс к тому, стартовал 7-й сезон трансляций The Met: Live in HD на экраны московских кинотеатров. Уже сделавшая себе имя компания CoolConnections сосредоточились на сети кинотеатров «Формула кино», «Кронверк Синема», кинотеатре «35 мм» и гламурном «ГУМ-Кинозал». Все площадки уже опробованы: транслировали оперу, балет, драматические спектакли. С точки зрения идеальной акустики, конечно, лучше слетать через океан. Но если это удовольствие дорого и далеко, стоит провести вечер в кинотеатре. Впечатление все равно наголову объемнее домашнего просмотра с экрана компьютера, и невозможность встать-отвлечься тоже влияет на цельность восприятия. К тому же не забудьте главное: живых спектаклей Метрополитен этого сезона на пиратских сайтах все еще нет, так что спешите на легальный просмотр.

Ставила этого предельно русского «Евгения Онегина» известная британка Дебора Уорнер. Причем для Английской Национальной оперы и успех был гораздо больше ожидаемого. Потому, собственно, Метрополитен и купил спектакль, ведь он, по уверению британской прессы, «обладает взрывной эмоциональностью и властно притягивает взгляд». Именно этот ракурс — взрывная эмоциональность — может объяснить тот факт, что за дирижерский пульт позвали Валерия Гергиева. Можно втихомолку удивляться выбору, Чайковский не входит в число композиторов-фаворитов маэстро, но если западной публике понадобились страсти, лучше Гергиева с этим не справится никто.

Онегина исполнит Мариуш Квечень, тот самый Онегин, что пел московские премьерные спектакли в постановке Дмитрия Чернякова несколько лет назад в Большом. Этот гоноровый польский пан делает Онегина благородным, нервным и тонко чувствующим человеком, между первым и вторым действием прожившим целую жизнь. Решение Татьяны подкашивает его еще и потому, что людское сообщество от него теперь бесконечно далеко, и женщина — единственный способ поддерживать с ним хоть какие-то связи. Впрочем, Татьяна в трактовке Анны Нетребко вряд ли поможет в таком сложном деле. Даже принимая во внимание тотальную любовь западного зрителя к русской диве, кастинг и восторги по поводу Татьяны—Нетребко не кажутся такими уж бесспорными. А уж тон релизов с определением «наша великая соотечественница, неповторимое сопрано Анна Нетребко» и вовсе криклив.

Остается добавить, что трансляции седьмого сезона The Met: Live in HD проходят в 1900 кинозалах по всему миру и одновременно постановку Метрополитен опера смотрят в 64 странах. Генеральный директор Мет Питер Гелб этим обстоятельством очень гордится, упирая на преодоление культурных и географических границ. Вот уж победа демократизма в отдельно взятой области.