философская фантасмагория
Владимир Сорокин. «Теллурия»
Теллур, хрупкий кристаллический металл серебристо-серого цвета, правит завтрашним человечеством. Он осуществляет любые мечты, дает возможность говорить с мертвыми, воплощает в жизнь фантазии и наполняет существование смыслом. Это сокровище добывают на Алтае, и свободная республика Теллурия экспортирует его в соседние страны. Московия обнесена стеной в пределах Садового, Подмоскова заселена китайцами и преступниками. Сообщение между княжествами, на которые разбита Россия, осуществляется транспортом на картофельном топливе. На мешочников, везущих товары на ярмарку в Коньково, нападают роботы и отбирают нажитое непосильным трудом. Православные коммунисты плетут сети заговора с целью захватить Кремль, в то время как возрожденный Орден тамплиеров собирается в крестовый поход на Константинополь. Европа с трудом сдерживает натиск орд мусульман-салафитов. Славное будущее, не правда ли? Фрагменты пугающей картины завтрашнего дня писатель-концептуалист щедро разбросал по роману «День опричника», сборнику «Сахарный Кремль» и повести «Метель». В «дивном новом мире» восстановлены монархия и опричнина, все говорят по-китайски, ездят на крохотных конях-лошариках, встречаются с карликами и великанами, потребляют «для кайфа» странные пирамидки. «Теллурия» собирает воедино фрагменты пазлов из нескольких книг, вынося суровый вердикт: та Россия, о которой вздыхают либералы и патриоты, умерла. Государство гибнет. Протесты нелепы. Хочешь счастья — вгони в голову теллуровый гвоздь и купи «умницу»-планшетник. Каждая из 50 новелл, составляющих книгу, выдает руку большого мастера: здесь и пародия на Джойса, и стилизация под народную сказку, и ответ Сэмюэлю Беккету, и насмешка над Дэном Брауном. Как всегда, нашлось место сведению счетов с недругами — толстяком Поэтом Граждановым и Виктором Олеговичем, кусающим свой хвост в ресторане «Пекин». А в целом роман вышел провидчески-мрачным: по ком, перефразируя Хемингуэя, звонит теллуровый колокол, если не по тебе? В этом страшном будущем, судя по всему, нам и жить.
М.: Corpus, Астрель, 2013
В том же стиле
Антиутопия
Андрей Рубанов. «Хлорофилия»
Москва XXII века заросла высоченной чудо-травой, заменяющей горожанам еду и выпивку. Россиян осталось 40 миллионов, они разучились читать-писать, но катаются как сыр в масле, живя на проценты от аренды китайцами сибирских земель. Главный герой, журналист Савелий, понимает, что все беды — от дураков и лени, даже в якобы счастливом будущем, и пора уже начинать действовать.
М.: АСТ, 2009
Футуристическое фэнтези
Дмитрий Глуховский. «Будущее»
Автор долгоиграющего проекта «Метро 2033» приглашает в мир, где побежден ген старения и все молоды, веселы и счастливы. Правда, триумф над смертью приводит к страшному перенаселению планеты и жесткому контролю за рождаемостью, осуществлять который обязаны отряды Бессмертных. Один из них решает, что настало время не только плясать под дудку заказчиков, но и вести свою игру.
М.: АСТ, 2013
Эпическая поэма
Дмитрий Быков. «ЖД»
Один из возможных вариантов расшифровки названия книги — «Живые души», лукавый ответ Николаю Гоголю на вопрос о том, что происходит в России недалекого будущего. Здесь идет бессмысленная и беспощадная война между либералами и консерваторами, которые не могут поделить землю, а между тем народ, те самые живые души, ждут окончания бесконечных разборок и ответа на вопрос «Что делать?». Эпопея многословная, провокационная и местами очень смешная.
М.: ПрозаиК, 2011