Какие фильмы стоит смотреть детям? И нужно ли учить мальчиков быть героями? Об этом рассказывает Колин Стоукс, бренд-менеджер и pr-директор в организации «Гражданские Школы» (Citizen Schools), которая помогает детям из малоимущих семей получить хорошее образование.
1 Знаете, моя любимая часть отцовства — смотреть кино. Я обожаю показывать детям свои любимые фильмы. Поэтому, когда моей дочери исполнилось 4 года, мы посмотрели «Волшебника страны Оз». Фильм захватил ее сознание на несколько месяцев. Ее любимым персонажем стала, конечно же, Глинда и она получила право наряжаться в платье с блестками и носить волшебную палочку.
2 Сейчас нам приходится воспитывать детей в некоем фантазийно-индустриальном стиле. Этот тренд стал модным лет 40 назад с выходом другого фильма, в котором тоже присутствует металлический парень и еще один, пушистый. И они спасают девушку. Эти два фильма очень отличаются друг от друга. Хотя «Волшебник страны Оз» отличается вообще от всех фильмов, которые выходят сегодня на экраны. В нем очень мало жестокости. Из агрессивных там только обезьяны и яблоневые деревья. И еще одна особенность, которая делает «Волшебника» уникальным: все самые смелые, мудрые и отвратительные персонажи там — женщины.
3 Еще у меня есть сын. И когда ему было три года, он случайно забрел в комнату, когда мы смотрели «Звездные войны». И скоро уже повторял наизусть все увиденное. И я задумался, а что он собственно впитывает? Улавливает ли идеи об отваге, преданности? Понимает ли, что Люк присоединился к армии повстанцев, чтобы свергнуть правительство? Осознает ли тот факт, что все персонажи во Вселенной — мальчики, за исключением тетушки Беру и принцессы, которая, конечно, клевая, но только большую часть фильма сидит в стороне и ждет своего часа, чтобы наградить героя медалью и построить ему глазки за спасение Вселенной. Сравните это с «Волшебником страны Оз», вышедшем в 1939 году. Как Дороти одержала победу? Она дружила со всеми. Вот, в каком мире я охотно воспитывал бы своих детей — в мире Оз, а не в мире вечно воюющих мужиков, в котором мы живем сейчас.
4 Почему же в фильмах для наших детей так много силы? Большинство из них зациклены на моменте: победил злодея — получи награду. Нет, конечно у нас есть замечательные писательницы, создающие новые истории для детей. Но, несмотря на то, что Гермиона («Гарри Поттер») и Китнисс («Голодные игры») такие восхитительные и реалистичные, эти фильмы все равно фильмы о войне. Почти ни один из современных фильмов не прошел тест Бехдель. Элисон Бехдель — художник комиксов. Где-то в середине 80-х она записала разговор с подругой, в котором они обсуждали фильмы. Тест очень простой. Ответить надо на три вопроса. Присутствует ли в фильме больше одного женского персонажа с репликами? Разговаривают ли эти женщины между собой хотя бы один раз? Разговаривают ли о чем-либо, кроме мужчины, который им обеим нравится? Две женщины, болтающие о том, о сем. Так бывает в реальности, я сам видел. Только это редко можно увидеть в фильмах.
5 А потом мы удивляемся, откуда взялось столько сексуальных агрессоров, и виним во всем телевидение и другие развлечения. Живут ли эти агрессоры по правилам, где мужчина-герой силой побеждает злодея и в качестве приза получает женищину — ту, которая не говорит и у которой нет друзей? Я как отец, которому повезло растить дочку, очень обеспокоен всем этим. Может быть, мы учим наших сыновей неправильной мужественности? Я хочу, чтобы мы могли дать нашим сыновьям пример того, каким должен быть современный настоящий мужчина. Этот мужчина уважает женщин и вместе с ними сражается против злодеев. Даже, возможно, что в этой команде главный не он, а женщина.