На этой неделе в ЦДХ происходит главное событие года в жизни книжной Москвы — ярмарка Non/ Fiction. «ВД» выбрал пять стендов, на которых будут продаваться самые любопытные новинки.

Издательство «СЛОВО/SLOVO»

УМБЕРТО ЭКО «ИСТОРИЯ ИЛЛЮЗИЙ. ЛЕГЕНДАРНЫЕ МЕСТА, ЗЕМЛИ И СТРАНЫ»

Умберто Эко непредсказуем. Он уже подарил миру свой взгляд на «Историю красоты», «Историю уродства», экзотичесий «Vertigo. Круговорот образов, понятий, предметов». А теперь отправляет читателей в путешествие по несуществующим (или существующим лишь отчасти) райским направлениями. Атлантида — о да! Эдем, Гиперборея, Эльдорадо, Шамбала — само собой. Страна Кокань, каменная река Самбатион, страна царицы Савской не столь известны, но тоже любопытны. В четырнадцати главах — десятки удивительных мест. И про них можно не только прочитать — гравюры, картины, фрески, карты позволяют рассмотреть и Висячие сады Вавилона, и Колосса Родосского, и карту Рая земного. Эко подходит к теме парадоксально. Квартира Холмса на Бейкер-стрит тоже легенда и в этом смысле ничем не отличается от земель, по которым странствовал Одиссей. Как и церковь Сен-Сюльпис, и «Пиринейский замок» Рене Магритта. В итоге — фантастический путеводитель для уставших от рутины и суеты.


Редакция Елены Шубиной

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ «Я ПРОЖИЛ ЖИЗНЬ…»

«Мне как-то стало все чуждым, далеким и ненужным. Только ты живешь во мне как причина моей тоски, как живое мучение и недостижимое утешение... Еще Тотка — настолько дорогой, что страдаешь от мысли его утратить. Слишком любимое и драгоценное мне страшно, я боюсь потерять его, потому что боюсь умереть тогда. Видишь, какой я ничтожный: боюсь умереть и поэтому берегу вас обоих, как могу. Помнишь эти годы. Какой мукой, грязью и нежностью они были наполнены? Неужели так вся жизнь?» Какое отчаянное, обжигающе живое чувство и — узнаваемая интонация. «Я прожил жизнь…» — первое в истории отечественного книгоиздания систематизированное собрание писем Андрея Платонова. В этом «нелитературном» жанре он очень похож на себя — стилем, взглядом на реальность. И в то же время совсем разный — суховатый и трогательный, прямолинейный, сдержанный и дружелюбный, ироничный, жесткий, любящий… Письма читаются как роман, в котором все настоящее — имена, события, приметы времени. Вот строчки из самого первого письма, датированного 1920 годом, ответ на письмо в газету «Красная деревня»: «Если вы, товарищ, хотите быть поэтом — будьте самим собой, только и всего. А вы надулись, вышли из себя и написали мерзость, хотя, быть может, вами и руководило хорошее искреннее чувство и честная мысль». Талант и честная мысль — это о самом Платонове. Ну, и еще он просто великий писатель.

Еще на стенде:
НАТАЛЬЯ ГРОМОВА. «КЛЮЧ»: архивный роман
АНТОНИНА ПИРОЖКОВА. «Я ПЫТАЮСЬ ВОССТАНОВИТЬ ЧЕРТЫ…»: о Бабеле и не только о нем
АЛЕКСАНДР ГЕНИС. «УРОКИ ЧТЕНИЯ»: Камасутра книжника


Издательство «АСТ»

БОРИС АКУНИН «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ОТ ИСТОКОВ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ. ЧАСТЬ ЕВРОПЫ»

Борис Акунин пытается доказать, что объять необъятное возможно. Вслед за Карамзиным автор Фандорина взялся за историю Российского государства — решил переписать ее своими словами. Естественно, с опорой на источники, самые достоверные и авторитетные. В предисловии он не старается принять вид всезнайки и сразу сообщает, что пишет для людей, плохо знающих российскую историю и желающих в ней разобраться. И добавляет: «Я сам такой же. Я не выстраиваю никакой концепции. У меня ее нет. Это история не страны, а именно государства: то есть политическая история государственного строительства, механизмов управления взаимоотношения народа и власти, общественной эволюции. Культуры, религии, экономики я касаюсь лишь в той мере, в какой они связаны с политикой». Как всегда, Акунин мыслит глобально. В проекте, помимо непосредственно исторической хроники его авторства, будет библиотека «ИРГ», дополняющая десять основных томов. В нее войдут лучшие исторические сочинения разных жанров. Само собой, отобранные Б. Акуниным.

Еще на стенде:
ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ. «ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ» и Денис Драгунский о том, как все было на самом деле
ДМИТРИЙ ПЕТРОВ. «ДЖОН КЕННЕДИ: РЫЖИЙ ПРИНЦ АМЕРИКИ»
АЛЛА ГЕРБЕР. «ИННА ЧУРИКОВА: СУДЬБА И ТЕМА»


Издательство Livebook

«МАТЬ ИЗВЕЛА МЕНЯ, ПАПА СОЖРАЛ МЕНЯ. СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД» / ПЕР. С АНГЛ.

Жила-была Баба Яга — естественно, в избушке на курьих ножках. Вместе с нею обитали кот, пес и дочка Пеликаничка, по облику — диковинная птичка. Дочка сидела дома, в дремучем лесу, ни с кем не общалась. Но однажды слухи о ее красоте долетели до художника, который рисовал удивительных птиц. И захотел он написать портрет прекрасной Пеликанички. Уговорами и посулами он проник в избушку, унес птичку и… сделал из нее чучело. Закончилось все не так грустно, как может показаться, но и не очень-то весело. Может, оттого, что сказка Джоя Уильямса — для людей вполне взрослых. Как и вся эта сказочная коллекция. Авторы проекта предложили известным писателям сочинить свои вариации на темы самых известных сказочных историй. Из наших здесь Людмила Петрушевская с оригинальным прочтением «Ивана Царевича». А еще — Джон Апдайк, Нил Гейман, Джойс Кэрол Оутс, Майкл Каннингем… Их фантазии жутковаты и попахивают постмодернизмом. Но тем интереснее!


Издательство «Манн, Иванов и Фарбер»

«ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В РИСУНКАХ АЛЕКСЕЯ МЕРИНОВА

Незнание закона, как известно, не освобождает… Но законов много, читать их невесело, выучить невоз- можно. Теперь же погружение в кодекс становится увле- кательным процессом. Вслед за УК карикатурист Алексей Меринов «отрисовал» ГК. Вот подраздел 2 — «Лица», гла- ва 3 — «Граждане» (физические лица). На маленького чело- вечка надвигается гигантский блестящий ботинок, а между ними — буфером — надпись: «Без бумажки — ты букашка! А с бумажкой — червячок…» Коротко и ясно даже без юри- дического образования. Справедливости ради отметим, что Гражданский кодекс у Меринова получился более толстым, чем Уголовный, но не таким уморительным. Оно и понятно: там чистый интригующий криминал, а тут — просто жизнь. Материал о самых интересных гостях и мероприятиях ярмарки читайте здесь.