Книги, у которых не только сюжет детективный, но еще и с авторством или историей написания — одни сплошные загадки.
Роберт Гэлбрейт. «Зов кукушки»
ВЕСЬ ЛОНДОН ГУДИТ, как растревоженный улей: супер-модель Лула Лэндри по прозвищу Кукушка выпала с балкона пентхауcа и разбилась насмерть. Полиция почти сразу отказывается от версии об убийстве: свидетельница, якобы слышавшая голоса в квартире Лулы, была под кайфом. Дело закрыто за отсутствием состава преступления: погибшая сидела на антидепрессантах и водила знакомство с «безнравственными олигархами», тут и до беды недалеко. Умерла так умерла. Но нет — по прошествии трех месяцев брат Лулы, адвокат Джон Бристоу, идет на поклон к частному сыщику Корморану Страйку, чтобы тот все же отработал версию с насильственной смертью. Заказ Бристоу для сыщика — манна небесная: в долгах как в шелках, потерявший ногу на войне в Афганистане и веру в человечество чуть позже, Страйк отчаялся выбраться из финансовой ямы. С помощью новой ассистентки Робин он начинает расследование, которое подтверждает — Лула действительно была убита, причем близким человеком. Мотив, само собой, — деньги. Кстати, Страйк оплатил-таки аренду офиса и поднял зарплату Робин, а потому от парочки стоит ждать новых расследований. Заурядный проходной детектив? Совершенно верно. За три месяца в лондонских магазинах, чьи полки ломятся от триллеров Иэна Рэнкина, Джона Диксона Карра, Питера Робинсона, Дэвида Лисса, Кейт Аткинсон, наконец было продано 500 экземпляров «Зова Кукушки». И вдруг журналисты Sunday Times прознали страшную тайну: под псевдонимом Роберт Гэлбрейт скрывается… сама Джоан Роулинг! Продажи мгновенно взлетели до небес, в книге обнаружилось множество незамеченных ранее красот, а Роулинг скромно призналась, что хотела посмотреть, как пройдет ее дебют в качестве наследницы Агаты Кристи. Будем откровенны — затея, как и ранее в случае с социальным романом «Случайная вакансия», с треском провалилась. Как говорит детектив Страйк, «всяк сверчок знай свой шесток», и у нас нет причин ему не верить.
М.: Иностранка; Азбука-Аттикус, 2014
Детективные мистификации в том же стиле
Вернон Салливан. «Я приду плюнуть на ваши могилы»
Как-то писателю, певцу, джазовому музыканту Борису Виану на глаза попалась рукопись с щекочущим нервы названием. Виан перевел нуар-детектив, и вся Франция, восхищаясь и содрогаясь, читала историю мести белым негодяям мулата-полицейского. А потом узнала, что Виан на самом деле не переводчик, а автор. Беднягу чуть не засудили за «порнографию», и от сомнительной славы будущему творцу «Пены дней» не удалось отмыться до конца жизни.
СПб.: Азбука, 2013
Ричард Бахман. «Ярость»
Будущий «король ужасов» Стивен Кинг в молодости пробовал себя в разных жанрах и выступал под псевдонимом. В далеком 1977-м он написал провидческий психологический триллер о мальчугане, который застрелил нелюбимых учителей. Когда спустя годы в ранце паренька, затеявшего стрельбу в классе, обнаружили томик «Ярости», Кинг попросил изъять роман из продажи и перешел на мистические детективы — от греха подальше.
М.: АСТ, 2010
Борис Акунин. «Азазель»
В конце 1990-х вдруг подскочил спрос на интеллигентные ретродетективы, и на прилавках появился роман об Эрасте Фандорине, прирожденном сыщике. Юный письмоводитель расследует дело секретной организации, в которой замешаны влиятельные лица… Грамотный роман положил начало «Фандориане», а его создатель, переводчик-японист Григорий Чхартишвили, доказал, что писание детективов — дело благородное.
М.: Захаров, 2013