Документальные зарисовки о городах и местах, близких сердцу писателей: Екатеринбург, Владивосток, Одесса, республика Тува. Настолько близких, что периодически документальность превращается в художественность.
Алексей Иванов. «Ёбург»
М.: АСТ, 2014
«ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ», и чтобы в этом убедиться, нужно отправиться на Урал. Изначально именно туда переселялись выходцы с Севера России, люди благородные и знающие. Автор исторических романов «Сердце Пармы», «Золото бунта» занялся документалистикой и в конце 2013-го издал серьезный труд «Горнозаводская цивилизация» об особом типе уральца, делом созидавшего Россию. Какие судьбы, какие люди! Заводчики, купцы и промышленники Строгановы с Демидовыми, мастера, инженеры, воины, изобретатели. Пришел черед рассказать и о деятелях, определявших культурный ландшафт Урала 90-х — нулевых, чьи пути пересеклись в Екатеринбурге. Автор определил главную мысль книги как «превращение закрытого советского города Свердловска в нынешний евроазиатский мегаполис Екатеринбург», а для местных и вовсе простецкий «Ёбург». Сто новелл должны составить портрет города, который трясло в лихорадке криминальных войн и разрушения той самой горнозаводской цивилизации, но он вышел из передряг обновленным. Львиная доля записок «смутного времени» посвящена борьбе преступных группировок. Богатая тема «замоченных, но не забытых» братков пронизывает истории о вражде между ОПГ «Центр» и «Уралмаш», сюжете гибели благородного офицера Альтшуля от рук беззаконника Федулеева, войне афганцев за обещанные им дома, попытках рейдерского захвата детского клуба «Каравелла»… Истории решены в стилистике вольной криминальной прессы: «Четыре жмура в дорогих костюмах лежали в лужах крови». Когда речь идет о благородных героях, губернаторе Росселе или мэре Чернецком, скульпторе Неизвестном или драматурге Коляде, язык становится почти литературным. Иванов не скрывает, что книгу о «времени титанов и каких-то немыслимых подвигов» ему помогли издать два бизнесмена, которые рулят самой крупной девелоперской компанией на Урале. Вероятно, часть сюжетов новелл превратится в полнокровные романы, из которых станет понятно, почему Ёбург, город в конце Европы и начале Азии, не только не выпадал из истории, но и продолжает активно творить ее.
Документальные заметки в том же стиле
Василий Авченко. «Правый руль»
М.: Ad Marginem, 2012
Журналистское расследование и одновременно признание в любви к родному Владивостоку, чей облик во многом определяется праворульной культурой вождения автомобилей. Город автора похож на загадочную периферию, в чем-то дружественную Москве, а в чем-то ей враждебную. Живое чувство юмора подкупает даже неавтомобилистов и укрепляет их желание своими глазами увидеть нарисованные бойким пером дальневосточные диковины.
Роман Сенчин. «Тува»
М.: Ad Marginem, 2012
Практически неведомая земля, лежащая в географическом центре Азии, Тува является местом пересечения разных культур. На смену старообрядцам, бежавшим от лютостей власти, пришли зэки, а за ними шахтеры и лесорубы. При этом местные жители сохраняют свою культуру, но страдают от навязанных временем перемен. Россыпь очерков о родине автора создает объективный и горький портрет малой родины, которая вопреки всему продолжает жить.
Чарльз Кинг. «Одесса. Величие и смерть города грез»
М.: Издательство Ольги Морозовой, 2013
Американский исследователь, влюбленный в «жемчужину у моря», посвятил любимому городу серию очерков, живописующих драматическую историю Одессы. Открытая иностранцами, обновленная русской аристократией и закаленная советской властью, Одесса знала периоды триумфов и падений. Сегодня на Дерибасовской хорошая погода случается реже, чем во времена Мишки Япончика, и автора это очень расстраивает.
Фото на фичере: Владивосток. strana.ru