Неторопливые и мудрые повествования об отцах, детях, внуках и правнуках.
Дина Рубина. «Русская канарейка. Желтухин»
М.: Эксмо, 2014
КЛЕТКА с неприхотливой щебетуньей-канарейкой, наряду с геранью на подоконнике и мраморными слониками на полке, олицетворяли достаток и уют. В доме, где разливает «овсянистые напевы» зеленый или желтый кенар, кажется, не может случиться ничего страшного. Вот и Николай Каблуков по прозвищу Зверолов испытывает к славным птичкам, способным перенимать пение других птиц, настоящую страсть. Его любимец, кенар Желтухин, живет в исповедальне, выброшенной из ташкентского костела за ненадобностью, и отличается виртуозным исполнением сложных рулад. Но сколько бы ни радовали песни внука Илюшу и ни тешили самолюбие Зверолова, канареечный век не столь долог, как человеческий, и уже дети и внуки Желтухина будут переезжать из Ташкента в Алма-Ату, а оттуда в Одессу и Прагу, в Израиль и Москву. Хозяева же птиц, как всегда в романах Рубиной, люди неординарные, со своими очень разными судьбами-песнями. Так линия жизни дочери канареечника, глухой девушки-бродяжки, пересекается с дорогой юноши, чьи одесские предки были известными музыкантами. У парня необычный голос, контр-сопрано, и внешность, которую он может менять как по мановению волшебной палочки. Его семья эмигрирует из России, и потомок рода Этингеров становится шпионом израильской разведки, расхаживая по Праге в женском платье и собирая секретную информацию. Пеструю толпу героев, грозящую превратиться в настоящий табор, в буквальном смысле связывает воедино тема звука, возможности слышать поступь времени и стук сердца ближнего, тема особой неповторимой мелодии, которая звучит в семье. Вторая часть поэтичной саги под названием «Голос», щедро дополненной детективной и шпионской линиями, ожидается в конце марта. Весенняя птичья трилогия дарит повод лишний раз встретиться с родными, позвонить друзьям, а может, и засесть за мемуары, которые будут начинаться по-рубиновски: «Эта дама заслуживает своих пяти минут восхищений и оваций… Впрочем, это совсем другая история. Слушайте…»
Семейные саги в том же стиле
Наринэ Абгарян. «Люди, которые всегда со мной»
М.: АСТ, 2014
В древнем армянском городке Берд растет девочка Нарка. Она пытливо и радостно вглядывается в такой новый и незнакомый мир, делает открытия и запоминает истории, которые рассказывают ей близкие — мама, бабушка Шушик, няня Тамар. Истории становятся канвой, по которой автор «Манюни» и «Понаехавшей» вышивает повествование о людях, несмотря на тяжелые испытания сохранивших в сердце доброту и человечность.
Елена Катишонок. «Жили-были старик со старухой»
М.: Время, 2013
В чем смысл бесконечного жизненного круговорота? В каждодневных мелочах, приносящих радость, в заботах и трудах, победах и поражениях, в самой жизни. Именно так живут староверы Матрена и Григорий, а вслед за ними — три поколения детей, внуков и «седьмой воды на киселе». Уютное, неспешное, теплое житие стариков, просидевших «пятьдесят лет и три года у самого синего моря», написано прекрасным языком, который хочется смаковать как выдержанное вино.
Марианна Фредрикссон. «Анна, Ханна и Юханна»
М.: Центрполиграф, 2014
Шведка Анна пишет книгу о бабушке Ханне и маме Юханне, чтобы понять, откуда «растут ноги» у затяжных конфликтов между «отцами и детьми», разобраться в собственных проблемах и отпустить грехи слабовольным мужчинам, которых прибивало к гостеприимному очагу гордых женщин. Замысловатый роман побуждает навести подробные справки о жизни прапрабабушек.
Фото на фичере: художник Пабло Пикассо вместе с сыном Клодом. Снимок 1948 года