Чтобы поехать в прекраснейший город земли, не нужно искать повода. Тем, кто в нем все же нуждается, напомним, что 7 июня начинается Венецианская биеннале под руководством великого голландца Рэма Колхаса. Праздник продлится до 23 ноября, сложно не успеть. А пока можно совершить литературное путешествие: недавно вышли три отличные книги про Венецию. 

Акройд: полная Венеция

Питер Акройд. «Венеция. Прекрасный город».
Издательство Ольги Морозовой, 2012


О Венеции пишется больше, чем о любом другом городе мира. Неизбежно приходит время, когда все сказанное требуется привести в систему. Сто лет назад в России такую попытку предпринял Павел Муратов, написавший «Образы Италии». Нечто подобное замышлял, вероятно, и наш современник, знаменитый английский писатель и историк Питер Акройд. Карты и мифы, тайны и хроники, монастыри и тюрьмы, войны и карнавалы — его книга сошла бы за лучший путеводитель, если бы не размер: 500-страничная энциклопедия — в карман не положишь. Истинного англичанина, точнее лондонца, в Акройде выдают не только добросовестность и пристальное внимание к деталям, но и любовное описание климата, и, конечно, не менее знаменитого, чем лондонский, венецианского тумана.

ЦИТАТА: «Радужная дымка или мгла окружена сотнями туманов, наползающих с моря. Серый истрийский камень становится форпостом тумана, осязаемым часовым тумана, соткавшимся из мрака. Как у эскимосов существует множество слов для обозначения льда, так У венецианцев множество имен для тумана: nebbia, nebbietta, foschia, caligo. Когда оказываешься окруженным nebbia, создается впечатление, что на землю и воду опустились тяжелые дождевые тучи. Ничего не видишь И не слышишь. Иногда туман окутывает весь город, так что слышны только звон колоколов И приглушенные звуки шагов».


Ипполитов: личная Венеция

Аркадий Ипполитов. «Образы Италии XXI века. Только Венеция».
Издательство «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2014


Питерский искусствовед Аркадий Ипполитов признается, что брал книгу Акройда в очередное путешествие по Венеции. Затем написал свою, ничуть не похожую на британскую. Кроме любопытных наблюдений и неожиданных аналогий Ипполитов, например, находит убедительные эстетические соответствия между собором Сан-Марко и шапкой Мономаха — в ней есть очень личные ощущения от любимого города. «Какое блаженство слушать „Орфея“ Монтеверди в церкви деи Фрари, сняв сандалии, чтобы ощутить ласковую прохладу каменного пола». Книга была бы прекрасным путеводителем, если бы не дотошность Ипполитова: любой предмет у него обрастает такими подробностями, что пока дочитаешь — смотреть времени не останется. Лучше всего читать это между вашей первой и второй Венецией.

ЦИТАТА
«Заявление, что в Венеции можно ограничиться Скуолой Сан-Рокко, принадлежит не только мне. Мой приятель, художник <...> также сказал, что Скуола Сан-Рокко так хороша, что вроде как ничего больше и не надо. <...> вырвав снобизм с корнем, я чистосердечно признаюсь, что Санта-Мария Глориоза деи Фрари, наряду с Скуолой Сан-Рокко, собором Сан-Марко и церковью Санти-Джованни э Паоло, относится к тем местам Венеции, где нужно побывать в первую очередь, даже если у вас в Венеции всего один день. Пятым я бы добавил Палаццо Дукале, а вот Приджони, тюрьмы, куда все так стремятся, я бы особо советовать и не стал — имея в Венеции мало времени, без них можно спокойно обойтись…». 


Генис: вкусная Венеция

Александр Генис. «Космополит. Географические фантазии». 
Издательство «АСТ», 2014

Любое путешествие — это не столько впечатления от увиденного, сколько опыт самопознания. Поэтому наши воспоминания о нем часто содержат эпизоды, не имеющие прямого отношения к красотам и достопримечательно
стям. Это как никто другой знает классик русской эссеистики Александр Генис. Его новая книга — путевые заметки о разных городах и странах, в том числе и о Венеции. Генис, в частности, рассказывает о том, как «вкусно и дешево» по
есть в этом одном из самых дорогих мест на земле. Действие происходит во время первого визита эмигранта Гениса в Венецию, о которой в СССР он мог только мечтать.

ЦИТАТА: К этому путешествию я готовился долго, точнее — сколько себя помню. Поэтому сперва я не увидел ничего, кроме чужих метафор. Но когда они стали складываться в город, неисчерпаемый, словно язык, и компактный, как словарь, я понял, что мне его хватит навсегда. Между тем пришло время обедать. — «Квадри» или «Флориан»? — спросил опытный вожатый. Выбор был непростым. Перед каждым кафе стояло по белому роялю, И музыка звучала одна и та же, из «Крестного отца». Как это водится у русских, за нас решили писатели. Я вспомнил, что во «Флориане» сиживал Гете. Из уважения к нему мы перешли площадь и, устроившись в тени колоннады, чтобы не лишать себя звуков и запахов, открыли по банке «Завтрака туриста».


5 книг о Венеции, которые полезно прочесть перед поездкой

Джакомо Казанова. «История моей жизни»
Кроме визуальных радостей и искусств, Венецию не представить без искусства любви и его верховного жреца Казановы, оставившего весьма познавательные мемуары.

Павел Муратов. «Образы Италии»
Любопытно сравнить не только эти классические «Образы» с ипполитовскими, но и свои личные впечатления от Венеции — с муратовскими столетней давности.

Томас Манн. «Смерть в Венеции»
Новелла великого немца — тонкий и точный литературный образ Венеции, переданный через историю порочной и безнадежной страсти.

Иосиф Бродский. «Набережная Неисцелимых»
В этом городе все мы только силуэты, отраженные в водах его каналов, полагал Бродский, завещавший похоронить себя
в Венеции.

Тициано Скарпа. «Венеция — это рыба»
По-своему продолжая Бродского, итальянский писатель сравнил «венецианское оцепенение» с гигантской камбалой, лежащей на дне лагуны, — лучшее место на земле, в котором нужно остаться навсегда.