В шорт-лист премии «Большая книга» вошли девять книг, которые будет оценивать жюри. Любой желающий может бесплатно прочитать книги финалистов в интернете и поставить лайк самой, на его взгляд, достойной. По результатам народного голосования также будут отобраны победители.
«Большая книга» — одна из самых престижных книжных премий в России. Награда составляет более 6 миллионов рублей и делится между авторами, занявшими первые три места. В разные годы победителями премии, которая вручается с 2005 года, становились Дмитрий Быков, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Михаил Шишкин, Людмила Улицкая и другие мэтры российской литературы. Что касается жанра произведения, то здесь никаких рамок нет. В премии могут участвовать произведения любых прозаических жанров, включая мемуары и другую документальную прозу.
Выбирать короткий список в этом году жюри было непросто: произведения, участвующие в конкурсе, были очень сильными. Зато, по словам Председателя совета экспертов Михаила Бутова, определился главный литературный тренд 2014 года — это возвращение к классическому социальному роману.
Прочитать все девять книг (и проголосовать) можно на ЛитРес, Bookmate, Readrate. Для тех, кто зарегистрируется на этих порталах, чтение будет бесплатным. Не забывайте ставить лайки понравившимся книгам. Победители премии станут известны в ноябре.
Захар Прилепин. «Обитель»
Один из лучших романов Прилепина и уж точно — самый большой. На
Александр Григоренко. «Ильгет. Три имени судьбы»
Новый — второй по счету — роман «русского Маркеса», сибиряка Александра Григоренко, задуман как большой мифологический эпос. Герой по имени Ильгет пытается разгадать загадку своей жизни, попутно становясь то рабом, то вождем племени, то опять рабом. Мифология сдобрена реальным историческим контекстом — например, нашествием монголов. В сущности, несмотря на таежную экзотику, это также роман о судьбе России, которая, по мысли Григоренко, умудрялась подниматься после таких кровопусканий, которые по всем законам логики этого не предполагали.
Владимир Сорокин. «Теллурия»
В «Теллурии» Сорокин собрал свои главные антиутопические страхи по поводу будущего страны, щедро разбросанные по предыдущим работам. В новой России восстановлена монархия и бесчинствует опричнина. Все говорят по-китайски и ездят на картофельном топливе. Православные коммунисты плетут заговор против Кремля, а самопровозглашенный Орден тамплиеров собирается в крестовый поход на Константинополь. Похоже, напророчил Сорокин по делу.
Владимир Шаров. «Возвращение в Египет»
Если бы Гоголь в свое время не сжег второй том «Мертвых душ», а дописал поэму до конца, может, в России все было бы не так уж и плохо. По крайней мере, такой точки зрения придерживаются многочисленные потомки писателя, главные герои «Возвращения в Египет». Для того чтобы поэма была закончена, нужен новый Николай Васильевич. Его Гоголи-потомки и пытаются воспроизвести с помощью родственных скрещиваний — своего рода генетического планирования. Медитативное чтение с религиозными и литературными отсылками.
Светлана Алексиевич. «Время секонд хэнд»
Новая книга знаменитой белорусской писательницы повествует о жизни человека после распада СССР. Homo soveticus, по Алексиевич, — это отдельный человеческий тип, трагический «совок». К нему писательница относит себя и все свое окружение: знакомых, друзей и родителей. А также белорусов, туркменов, грузин, украинцев… И утверждает, что у всех жителей постсоветского пространства одинаковая психология. Своевременный и удивительный текст, от которого невозможно оторваться: монологи для книги Алексиевич 10 лет собирала по всему бывшему СССР. Слову писательницы приходится верить, ведь в прошлом году ее называли главным претендентом на Нобелевскую премию по литературе (премию в итоге получила Элис Манро из Канады). А пять книг Алексиевич, в том числе «Чернобыльская молитва», «У войны не женское лицо», считаются бестселлерами в 30 странах мира.
Ксения Букша. Завод «Свобода»
«Лучший поэт своего поколения» (по словам Дмитрия Быкова), Ксения Букша в «Заводе «Свобода» полностью обновила жанр производственного романа. В книге сорок глав, и каждая написана в особой стилистической манере, отчего создается эффект многослойности. Упаковщицы, комплектовщицы, сборочно-механический цех, инженеры и филологи. В сущности, книга про СССР, но с соцреализмом не имеет ничего общего.
Евгений Чижов. «Перевод с подстрочника»
Если коротко, то «Перевод с подстрочника» — роман о Востоке. Сказочном, как в «Тысяче и одной ночи», и страшном, жестоком. Московский поэт отправляется в Среднюю Азию, в вымышленное государство Коштырбастан, чтобы перевести на русский язык стихи президента Гулимова, диктатора и одновременно гениального поэта. Зачарованность властью тирана оборачивается трагедией.
Алексей Макушинский. «Пароход в Аргентину»
Биография вымышленного великого архитектора Александра Воско. Действие охватывает широкий временной (весь ХХ век) и географический (от Прибалтики до Аргентины) диапазон. При этом главная тема — Россия. Эта книга — о русских европейцах, о том, могут ли они быть в принципе счастливы среди несчастий и катастроф.
Виктор Ремизов. «Воля вольная»
В этом романе речь идет о Дальнем Востоке. Охотники, рыбаки, их жены, милиционеры, откаты, браконьеры, надвигающийся русский бунт, московский омон, лососи, нерест, осенняя тайга… Читается как детектив, но на самом деле это роман про мечту русского мужика о воле.