Исторические павильоны и сверхновые технологии, доступные развлечения и заповедные уголки — «ВД» исследовал территорию обновляемой ВДНХ и нашел такое, что удивило даже местную администрацию.
«Перемен! Мы ждем перемен!» — поет неизвестный музыкант. Рядом его товарищ с кепкой в руке собирает «гонорар». Десять с небольшим утра. Мы движемся от одноименного метро к ВДНХ. Людей, по сравнению с выходными днями, немного. Просторно. Свежо.
Перед большой аркой главного входа (аналогичные триумфальные ставили к торжественным датам, к примеру, к въезду императора в Москву после героических военных побед) — огромные зеркальные буквы «ВДНХ». Да, ВВЦ — снова ВДНХ. Главный выставочный комплекс столицы и страны в этом году отмечает 75-летие. Возвращение исторического названия — часть приуроченных к дате мероприятий. Выставки открываются тут одна за другой — похоже, за эти весну и лето их стартовало больше, чем за все пять последних лет. То же самое можно сказать и о переменах.
Сквозь стеклянные двери администрации виден лозунг красными заглавными буквами. «ВВЦ: вчера, сегодня, завтра». Лучше нашу экскурсию-путешествие-исследование не описать.
Главное — опрятность
«Обновление идет. И быстро. Сейчас все павильоны освобождены от несвойственной им торговли, практически все ремонтируются или отремонтированы, — руководитель департамента общественных связей ВДНХ Николай Михалев сам трудился журналистом и говорит емко и понятно. — «Ремонт» не означает «реставрация». Научной реставрацией тут займутся позже».
Сейчас, по словам Николая, главное — чтобы все павильоны имели достойный вид, а территория обрела опрятность (последнее, к слову, уже можно констатировать). Несколько лет назад появилась идея восстановить идеологическую наполненность павильонов национального назначения. По планам, в каждом «национальном» павильоне разместят выставку достижений промышленности соответствующей республики, пойдет торговля сувенирами, а гостей будут кормить аутентичной едой. Договорились с Арменией, Киргизией, Казахстаном, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Молдовой. Впрочем, Украина договоренности не подтвердила.
«Концептуальная направленность ВДНХ — досугово-образовательный центр с парковой территорией», — говорит Николай. Про «парковую территорию» сказано скромно. К Выставке уже присоединили Останкинский парк и Ботанический сад — вместе это получается больше 500 гектаров. Заборы убрали, вход теперь бесплатный во все три парка, работают уличные (с похолоданием они «переедут» под крышу) площадки для воркаутов, занятий гимнастикой (самая большая — возле павильона «Физкультура и спорт»). Реставрация территории планируется с бережным сохранением растений (это особенно важно для Ботанического сада), уже проводятся экскурсии, есть прокат велосипедов, читальни, кафе. Увидеть все это совершенно не терпится, но обойти сотни гектаров пешком за день невозможно. Ура — нам выделяют экскурсовода и электрокар.
Гадание по ротонде
«Пожалуйста-пожалуйста! Прокатите нас до фонтана! Пожалуйста!» — две девчонки-школьницы, получив согласие, хохоча, запрыгивают в наш экипаж.
От здания администрации по центральной аллее мы движемся к павильону № 1 — тут идет «Главная выставка страны». Название, возможно, по степени эпатажности несколько превосходит содержание экспозиции. Ее суть — рассказ об истории ВДНХ и Москвы за 75 лет существования выставочного комплекса. Экспонаты почти все интерактивные: планшеты, видео, аудиогиды. По словам Михалева, из-за не слишком аккуратного отношения посетителей к технике за заявленную бесплатной выставку теперь берут деньги. С 1 августа вход стоит 200 рублей (для льготников — 100).
Народу немного. Интереснее всего оказывается центральная ротонда-библиотека, заполненная обернутыми в коричневый крафт книжками. Названия и авторы скрыты — можно устраивать гадание. «История Москвы и проблемы москвоведения» С.О. Шмидта (внушительного объема издание 2013 года выпуска), «Дом Нирнзее. Тучерез в Б. Гнездниковском, 10» В. Бессонова и Р. Янгирова (2013 год, много фото), «Песни о Москве и Москва в песнях» (тоже свежее издание, песни — от вековой давности до послевоенных). «Мы живем в Москве. Общественное пространство — лично для каждого москвича» (на первом развороте — снимок г-д Путина и Собянина в одинаковых черных куртках на фоне серой зимней столицы), «Книжная графика В.А. Фаворского» (2013). Пожалуй, архитектурных и художественных альбомов разных лет могло быть побольше. Посетители перелистывают книги или утыкаются в предоставленные планшеты, надев наушники (планшеты и наушники хорошие, хотя со следами небрежной эксплуатации).
«Согласны ли вы…»
В павильоне № 14 («Азербайджан») за экспонатами следят внимательно — да с большинством из них без помощи экскурсовода-проводника не разобраться. Тут проходит выставка «Информационный город». Вход бесплатный. За сулящим многое названием — миры и миры. Например, мир электронного решения насущных проблем. Юноши и девушки в голубом подробно, терпеливо, с прилежным стремлением к использованию понятных слушателю слов рассказывают всякому желающему, как работает информационный портал столичного правительства mos.ru. Нам с провожатым тут же предлагают узнать, как онлайн подать заявление о регистрации брака в ЗАГС: «Например, молодой человек подает заявление сам, а девушке приходит оповещение, мол, согласны ли вы…» Тут же рассказывают о том, как дать знать властям о несвоевременной уборке мусора во дворе или своем несогласии с тем или иным решением московского правительства и получить за это баллы. Их, в свою очередь, можно потратить на билеты в музеи, оплату парковки, а еще на сумки и майки (ребята говорят «промку» — промоушн-продукцию).
Второй «мир» — равнозначная по территории часть экспозиции. Здесь — современные гаджеты и игрушки, к связи населения с трудящимся чиновничеством не имеющие прямого отношения. «Бродилки», «стрелялки», игры вроде Angry Burds на больших экранах. В числе прочего — несколько 3D-принтеров. Возле одного из них — небольшая толпа. Принтер работает. Пластиковый проводок виток за витком тянется с дрожащих катушек, «печатающая головка» бежит. Что получится — пока непонятно. А рядом уже готовые «отпечатки». К примеру, рыжая, немного прозрачная, как вырезанная из засохшего куска хозяйственного мыла, голова со спичечную коробку — скульптурный портрет Ленина. Похож.
«Хочешь такую штуку, на даче стаканы печатать будем?» — дама смеется в ответ спутнику... Ну и мы смеемся. Смешно.
Автомобильная «недвижимость»
Снова весело: через буквально пять минут почти такая же голова Ленина, только гипсовая и куда больше размером, утыкается в нас белыми раскрытыми глазами из-под купола павильона № 32 («Космос»). В «Космосе» открыта выставка «Автомобильная промышленность» — 90 с лишним исторических машин, от обычных легковых автомобилей или рейсовых автобусов почтенного возраста до штучного выпуска вездеходов или правительственных самодвижущихся экипажей. Отполированные бока автомобилей отражают идущий из небольших окошек свет — машины стоят и сияют. К слову, насекомообразные механизмы из скотча и пластиковых трубок, которые, по замыслу скульптора-кинетика Тео Янсена, должны, движимые ветром, «бродить» по пляжам, тут демонстрировались большей частью застывшими. Нынешним экспонатам-автомобилям движения тоже не хватает. А ведь, пожалуй, лучшей выставочной площадки, чем разросшаяся территория ВДНХ, для организации движущейся экспозиции не найти.
Парковая зона
Наша ярко-красная электрокарета, к счастью, на ходу. Освоенная большинством посетителей центральная территория выставочного комплекса остается позади. Минуя затянутые строительной сеткой и уже освобожденные от нее павильоны, а также тот самый воркаут (пацаны в шортах подтягиваются на турниках), мимо дворников, посетителей на велосипедах, роликах, самокатах, в колясках и на колясках, на лонгбордах и моноколесах, мы углубляемся в парковую зону.
Людей здесь мало — не всякий даже знает, что сюда можно пройти. Да и вообще на ВДНХ это мало похоже. Все выглядит, как большой загородный парк, доверенный добросовестному управляющему. Пруды (чистые, с рыбалкой, за деньги и бесплатной), небольшие кафе (выловленную щуку, карпа или форель можно приготовить на заказ), сады, цветы, кусты, конюшни. Декорированный серо-синими панелями с круглыми дырами окон здоровенный строящийся павильон — будущий океанариум. Аккуратные ряды очаровательных, похожих на бонсай карликовых яблонек, усыпанных крепкими плодами. Памятник Мичурину, глядящему на дела рук своих сверху. А еще неподалеку — Гастроном, почти как в ГУМе. Соки, воды, водки. На полке рядом с древнего вида счетами, возле мутной лампы-светильника полувековой давности — матовая черная коробка коллекционного шампанского 2012 года. Фрукты, мороженое. Кстати, на ВДНХ можно попробовать и фирменное мороженое — не в гастрономе, в кафе «Баскин Роббинс».
Посольство из будущего
«Мы тоже хотим мороженое!» — от открывшегося после ремонта Зеленого театра нас отвлекает кучка детей. Напротив театра — маленькая избушка. Рядом гномы и грибы, в окнах — деревянные слоны и петухи, во дворе — детские коляски. Это «делегация» из «Посольства детства» — так называется детский образовательный центр, занимающий избушку и сквер рядом. Тут выращивают сливы и баклажаны, поют, сочиняют сказки, пекут блины, варят варенье, спят в гамаках и ходят босиком по траве и асфальту и зазывают: «Вы рисуете? Еще и танцуете? Приходите к нам, пока нет своих деток, поиграете с нашими!»
С мешком слив, помидоров, мяты, отведав блинов, посидев на устеленных овечьими шкурами «вторых этажах» избушкиных комнат, с удовольствием дав обещание вернуться, мы покидаем «парковую зону». Движемся мимо Круговой панорамы, где показывают снятые в советские годы «короткометражки исторического, идеологического содержания». «Одновременно видишь все вокруг на 360 градусов — как зрение мухи это работает!» — восхищается Николай Михалев. Возвращаемся к арке главного входа. Слева — аттракционы во главе с колесом обозрения. Справа — экскурсионное бюро. Экскурсии — о «шедеврах ВДНХ», о его легендах и мифах. Есть и специальные, например, посвященные только фонтанам, колодцам, ночные, велосипедные.
Ребята влезают в проемы зеркальных «В» и «Д», забираются на перемычки «Н» и «Х». «Перемен!» — по-прежнему слышится издалека. Вечереет. Для ВДНХ начинается настоящая работа.