Где с натуры лепят барана и кому позируют самые красивые натурщицы: «ВД» сходил на уроки рисования для взрослых.

Модель в пространстве: Открытая мастерская «Рукав»

  • Чему учат: работают студии скульптуры, рисунка, живописи, графики и графического дизайна, архитектуры, искусствоведения
  • Для кого: для взрослых независимо от уровня подготовки; есть «смешанные» занятия для взрослых и детей и специальные детские программы
  • Кто преподает: скульпторы, художники, преподаватели и эксперты в области культуры
  • Форма обучения: занятия в группах по будням и выходным дням (10—20 человек в группе), возможно разовое посещение и индивидуальные занятия
  • Цены: от 350 р/занятие (наброски/рисунок — 350 р., скульптура — 500 р., анималистика — 1000 р., скидки студентам худ. вузов, можно купить абонемент)
  • Контакты: м. «Курская», «Таганская», «Марксисткая», ул. Земляной Вал, 59/2, (499) 271-88-70, www.art-rukav.ru

Суббота, день. Рисовальщики склонились над мольбертами и блокнотами. Ваятели пытают груды пластилина пальцами и стеками. Тишину вдруг нарушает протяжное блеяние. Блеет модель: в центре зала на постаменте топчется барашек. Тесному контакту противится, но потрогать завитки на шубе можно. Занятия по анималистике в арт-пространстве «Рукав» проходят каждую субботу. Строго говоря, первые два часа отданы наброскам на бумаге, а время с 16.00 до 18.00 — «зарисовкам мягкими материалами», лепке. На деле вcе свободнее и проще: в любой момент можно отложить стек и взяться за карандаш, можно весь урок работать над одним рисунком или сделать десяток зарисовок. Новая суббота — новая модель: большой серый попугай, индюшка, ослик, пара уток, петухи и куры; пятнистый дог, поросенок, лошадь, павлин; коза — не простая, нубийская. Художники и студенты худвузов, скульпторы, дизайнеры-профессионалы, дети (заявлено — с 12 лет, приходят и младше), взрослые, никогда до того не видавшие ни нубийской козы, ни мольберта, — все занимаются вместе. На анималистику хорошо идти, если вы никогда не рисовали или переживаете, что «не получится». Все тут общаются на равных, педагоги внимательно разговаривают с каждым. В конце концов, как смущаться, когда рядом сопит от старания юный рисовальщик, а модели хрюкают и блеют.

 

Мастерская «Рукав» работает в одноименном кафе Александра Рукавишникова. Рукавишников — скульптор в третьем поколении — один из главных сегодня отечественных ваятелей. Никулин на Цветном, Шолохов с головами коней — на Гоголевском, отвернувшийся от Российской библиотеки Достоевский — короткий перечень самых известных его работ. Кафе Рукавишникова — ресторан, клуб, школа, музей и аттракцион. Чтобы изучить все ходы и выходы, разглядеть каждую из десятков скульптур, стоящих на виду, прячущихся под потолком, в нишах и за дверьми, не хватит дня. До вечера аквариум класса-студии под потолком «Рукава» обычно пуст. Занятия начинаются вечером.

«Известно: наши модели — самые красивые в городе», — хвастаются в «Рукаве». Обнаженную модель тут рисуют и лепят каждый день. Самый популярный урок — наброски (пн, сб, вс): за время урока юноша или девушка-модель несколько раз меняет позу, работа начинается заново. По вторникам и четвергам — более подробный рисунок модели. Среда+пятница — то же уже со скульптурой. Раз в месяц-полтора устраивают занятия, где лепят только портрет, голову модели. Такие уроки популярны не меньше «обнаженных» набросков — вообще мест, где так внимательно и интересно учат скульптуре, в Москве мало.

 

Как часто посещать занятия, каждый решает сам. Курсы не делятся и по уровню подготовки — фактически преподаватель работает с каждым по собственной программе. Материалы — свои или полученные на месте, все необходимое в мастерских есть. «Можно посещать уроки каждый день. Можно идти мимо, зайти и остаться рисовать. Каждый вечер (кроме крупных мероприятий в кафе, они нечасты) тут что-то происходит», — говорят в «Рукаве».

Свободу художнику: Блиц-методика Наталии Григорьевой

  • Чему учат: композиция (темпера, масло), графика (уголь, тушь, перо), натюрморт, работа на пленэре, выездные мастер-классы
  • Для кого: для взрослых и детей от 10 лет, уровень подготовки неважен
  • Кто преподает: автор методики, художник Наталия Григорьева
  • Форма обучения: базовый курс из 5 или 10 занятий. Занятия проходят раз в неделю (сб, 16.00—19.00), в группе 5—6 человек. Группы набираются с октября по июль, можно присоединиться к уже стартовавшей
  • Цены: одно занятие — 2000 р., абонемент на 1 месяц — 8000 р., на 2 месяца — 15 000 р., детям с 10 до 14 лет и пенсионерам скидка 10%
  • Контакты: Галерея Наталии Григорьевой на Патриарших прудах, Ермолаевский пер., 5, стр. 1

Живописец, график, иллюстратор Наталия Григорьева называет свою методику «мастер-класс, на практике знакомящий с живописью»: «за 10 занятий вы научитесь пользоваться самыми разными техниками и материалами, каждый раз уходя с занятия с завершенной работой». Начав с набросков углем на бумаге, к выпуску ученики уже пишут маслом по холсту — по утверждению Григорьевой, методика работает независимо от начального уровня подготовки. Появилось все благодаря «Просвещению»: по просьбе издательства Наталия взялась составить краткий курс-брошюру для студентов колледжей, техникумов и училищ. Живопись и рисунок занятия скорее факультативные, время ограничено, нужен видимый результат. Первый «мастер-класс» из 10 занятий художница провела около шести лет назад. «Занятия — не просто приятное времяпрепровождение. Нужен результат. Работаем на уроках как надо — и я, и ученики», — рассказывает Наталия. Каждое занятие расписано по минутам: теория дается вместе с практикой, каждый новый принцип тут же отрабатывается. На вопрос про «если не получится» Григорьева отрезает: «Получится. Направим так, что получится».

От занятия не без волнения ожидаешь атмосферы военно-строевой подготовки. На деле тут весело и интересно. «Вы — свободны. Освободитесь! — повторяет Григорьева. — Ничего не бойтесь. Будьте грязными, перепачкайтесь в краске. Вы можете все что угодно. Художник — свободный человек!» Студенты, по рассказам Наталии, внемлют ее призывам. Три часа назад ты глядел на белый лист, думая, с чего начать. И вот уже готовая работа — бери в вешай на стену. И не только дома: выставки учеников Наталии Григорьевой регулярно проходят в ЦДХ, бывает, работы покупают там же. Так не только лучше запоминаются приемы и навыки, говорит Наталия. Вдруг выправляется осанка, появляется улыбка, примиряются отцы и дети, заключаются сделки. Часто ученики, окончившие блиц-курс, продолжают заниматься. Для них возможностей больше, от «писания» картин руками до выездных интенсивов на несколько дней. Некоторые ходят на занятия годами. «Моя задача — чтобы ученики чувствовали себя здесь счастливыми, свободными, довольными результатом», — признается педагог, и, видимо, ей это удается.

Искусство — это серьезно: Школа иллюстрации и живописи «Братец Лис»

  • Чему учат: книжной и журнальной иллюстрации, гравюре, мультипликации, каллиграфии, технике живописи (масло, акварель) и графики (пастель, рисунок)
  • Для кого: как для начинающих, так и для профессионалов; есть программы для детей
  • Кто преподает: профессиональные художники, дизайнеры, иллюстраторы, аниматоры; на мастер-классы привозят «звезд» профессии
  • Форма обучения: группы максимум 14—15 человек, курсы на 1—3,5 месяца (2 занятия в неделю по 2,5 часа, как правило, в будни, в вечернее время), мастер-классы-интенсивы на 3 дня (пт, сб, вс по 5—6 часов каждый день)
  • Цены: стоимость занятий зависит от курса, см. сайт школы
  • Контакты: м. «Красносельская», Спартаковский пер., 2с1, (916) 354-68-20, www.bl-school.com

Первое строение второго дома по Спартаковской улице хитро прячется во дворах, среди таких же красных кирпичных домов позапрошлого века, но фотоинструкция на сайте школы «Братец Лис» приводит точно к нужному подъезду. Здание оживает после недавнего ремонта. Классы школы — в лофте, наверху, после полумрака лестниц и коридоров тут особенно светло и ярко. Обе студии полны. Школа переехала сюда летом — стало больше учеников, курсов, тем. «Расширяемся», — объясняет Евгений Алферов, сооснователь и коммерческий директор Bratec Lis School. Названная по имени Братца Лиса из «Сказок дядюшки Римуса» «Школа иллюстрации и живописи» скоро планирует сделаться «Школой искусств».

Все началось с того, что жена Евгения Маргарита, художница и иллюстратор, загорелась идеей поучиться мастерству у одного из зарубежных мастеров. Художник ответил на приглашение и приехал в Москву, состоялся первый мастер-класс. За два года сложилось несколько курсов: помимо классических рисунка и живописи тут учат анимации, гравюре, журнальной и книжной иллюстрации, скетчу, карикатуре. Мастер-классы — один из популярных видов обучения, привозят настоящих мэтров и звезд.

Сейчас в Москве по приглашению школы — Маттиас Адольфссон, шведский художник и иллюстратор, работающий с New York Times Magazine, The Onion, Spotify. Его мастер-класс начинается в 12 дня в пятницу и заканчивается в 6 вечера в воскресенье. Три полноценных дня интенсивной работы для группы в 15 человек проходят на одном дыхании. Студенты рисуют блиц-скетчи и создают совместные работы, делают книжки и комиксы по только что придуманным сценариям, отчитываются о выполнении домашних заданий. Каждый день — несколько просмотров: рисунки — рядами на полу, вся группа вместе с Маттиасом — вокруг. Маттиас отвечает на все вопросы и находит время для личной беседы с каждым студентом. Ощущение после трехдневного мастер-класса — как после 3-месячного курса обычных занятий. 

По словам Евгения, к учебе тут подходят серьезно — «никаких «рисуем за один день!». Учителя — художники-профессионалы, многие преподают в художественных вузах. Разница — в курсовой системе: школа дает предмет глубоко и сразу. Иллюстрирование детских книг, курс постоянной программы, появился в школе одним из первых. Курс длится 3,5 месяца, его ведет старший преподаватель кафедры иллюстрации и эстампа Университета печати Татьяна Юрьевна Никитина. В одном из классов школы — как раз ее урок. На столах перед каждым студентом кроме красок и альбома — со всех сторон разрисованные гармошки бумаги и листы с разбитым на строфы текстом. Перед преподавателем — стопки книг и открытые книги, в стеллажах рядом — тоже книги, на стене — экран, под потолком — проектор. Татьяна Юрьевна объясняет: курс близок к середине, теория усвоена, началась практика. На листочках — детское стихотворение: из предложенных 3—4 вариантов студент выбирает тот, что станет основой будущей книги. На «гармошках» — сюжет, разбитый на страницы: подробное рисование начинается только после того, как «сценарий» книжки придуман и разложен по полочкам. Итогом курса станет книга — настоящая, можно напечатать небольшой тираж. Из книг студентов-выпускников курса собралась уже небольшая библиотечка: интересные стихотворения — повторяются, персонажи и книжки — удивительно разные. Вопрос «Для кого вы делаете книгу?» приводит класс в смущение. «Одна наша ученица была филологом, а теперь — автор и иллюстратор детских книг», — спасает положение преподаватель. В соседнем классе — рисунок обнаженной натуры. Уже привычно. «Освободитесь! Вы можете все что угодно!» — в ушах снова звучат слова Григорьевой.

Читайте также

Фильмы про школу: 10 травматичных фильмов о школе, которые страшнее ужасов