15 мая у метрополитена праздник: в этот день 80 лет назад запустили движение на первой ветке от «Сокольников» до «Парка культуры». К юбилею мы собрали самую интригующую и просто забавную информацию о подземке.
А
Так назывались первые вагоны, которые начали ходить на Сокольнической линии в
Буфеты
Осенью метрополитен в очередной раз объявил, что закрывает точки общепита на станциях, но некоторые из них мистическим образом продолжают работать. В подземке
«Воробьевы горы»
Единственная в мире станция на мосту и самая длинная в московском метро — ее платформа с подходными коридорами растянулась на 384 м.
Голоса
С 1984 в метро принят четкий порядок объявления станций: на радиальных линиях при движении к центру названия произносят мужские голоса, а от центра — женские. На Кольцевой ветке мужчины объявляют станции, когда едешь по часовой стрелке, женские — когда против. Систему разработали, чтобы помочь ориентироваться слабовидящим. Правда, в последние годы порядок соблюдается не всегда. На центровых станциях его нарушают на
Дейнека
Александр Дейнека участвовал в оформлении двух станций. В
Еда
Есть в вагоне метро у москвичей считается дурным тоном, но законом это не запрещено. В других городах бывает иначе. Например, у
«Ёжики»
До 2010 года в метро ходили вагоны типа Еж, прозванные «ёжиками». Они были созданы на основе типа Е, но отличались тем, что все двери были смещены в сторону кабины машиниста, поэтому конце вагона помещалось полноценное трехместное сиденье. «Ёжики» еще можно встретить в киевском метро.
Женщины
Машинистом поезда метро может стать только мужчина — такое правило приняли в
«Завод им. Лихачева»
Многие станции меняли название не один раз. «Автозаводская» успела побывать «Заводом им. Сталина» и «Заводом им. Лихачева» — так в разные времена именовали ЗИЛ. «Охотный Ряд» был «Станцией им.
Иофан
Архитектор Дворца советов Борис Иофан участвовал в проектировании «Бауманской», но «Кропоткинскую», вопреки распространеному мнению, не строил. Станцию действительно планировали сделать подземным вестибюлем Дворца советов, но проектировали ее Душкин и Лихтенберг. Их проект даже получил
Йовович
Одна из самых зубодробительных
Карточки
Банковские карточки, с которых считываются деньги, когда их прикладываешь к турникету, выпускают уже несколько лет. Но заплатить кредиткой за билет в кассе подземки (как в обычном магазине) стало возможным только в марте — да и то пока лишь на «Ленинском проспекте». Начать принимать карточки на других станциях обещают ближе к концу года, если эксперимент признают удачным.
Легкое метро
Самая глубокая станция в метро — «Парк Победы»: до поверхности 84 м. Для платформы, построенной в
Мондриан
Зимой на Сокольнической ветке открыли станцию «Тропарево», платформа которой напоминает лес со светящимися хрустальными деревьями. В этом году линию увеличат еще на две станции — «Румянцево» и «Саларьево». Для «Румянцево» выбрали совсем смелый дизайн: ее оформят в стиле Мондриана. Стены покроют бело-
Нос
Самый известный нос в московском метро принадлежит бронзовой собаке со станции «Площадь Революции». Его трут студенты перед экзаменом и вообще все — на удачу. Считается, что поверье родилось в МГТУ им. Баумана. Но носом дело не ограничилось. Постепенно тереть на станции стали все подряд, причем легенды расходятся. Туфельку студентки трут то ли во избежание несчастной любви, то ли чтобы не остаться старой девой. Петуха некоторые трут к деньгам, другие считают, что дотрагиваться до него нельзя — принесет несчастье. Наган и флажки матроса трут на удачу, а ножки, ботинки, приклады винтовок — видимо, просто так.
Окаменелости
Десятки лет в метро свозили мрамор и гранит из разных частей света. В этих породах часто встречаются останки древних организмов. В итоге в поземке стихийно образовался палеонтологичесский музей. На станции «Парк Победы» обнаружено огромное количество аммонитов из палеозоя — в том числе раковина диаметром 50 см. На «Комсомольской», «Арбатской» и «Площади Ильича» богатые залежи каменноугольных наутилусов. В стенах «Каховской» много игл морских ежей, а в полу «Электрозаводской» до недавнего времени можно было увидеть цельный коралловый риф. К сожалению, его разрушили при реконструкции.
Панно
Самое многострадальное декоративное панно находится на станции «Новослободская». На нем изображена босая
Раскольников
Злосчастный студент замахивается топором на старуху-процентщицу на станции «Достоевская». Кроме сцены из «Преступления и наказания» на серых стенах платформы изображены еще три: из «Бесов», «Идиота» и «Братьев Карамазовых». На них среди прочих можно разглядеть сцену, где Рогожин торгует Настасью Филипповну за 100 000 рублей, и убийство Шатова. В общем, пассажирам в депрессии гулять по станции не рекомендуется.
Сквозные поезда
В этом году в подземке появились два полностью сквозных поезда — их можно пройти из конца в конец. Пока новые «Русичи» ходят только по
Туалеты
Одна из лидирующих в опросах просьб горожан к руководству подземки — сделать на станциях туалеты. Метрополитен упорно отвечает «нет». Причины называют разные: дорогое строительство, антисанитарию, трудности с подачей воды под землю, отсутствие в штатном расписании должностей уборщиков. Все это похоже скорее на отговорки, ведь на каждой станции есть туалеты для персонала.
«Университет»
Станция, на которой располагается единственное в подземке бюро находок — туда можно попасть, если подниматься к выходу из центра зала. В бюро свозят все вещи, найденные в метро, кроме документов: рабочие бумаги отправляют в Стол находок документов Москвы на улицу Новослободскую, а паспорта и другие персональные документы отдают в полицию.
Фонтан
Хотите увидеть подземный фонтан? Отправляйтесь на «Римскую». Станция не старая, она открыта в
Хамовнический Вал, 36
Это адрес Народного музея Московского метрополитена. Вход в него находится в южном вестибюле станции «Спортивная». Музей занимает два этажа. Экспозиция внутри не слишком большая, но запоминающаяся. Она охватывает большую часть истории подземки — от первых станций и вагонов до типов современных электродвигателей. Вход в музей бесплатный.
Церетели
Во всех смыслах крупнейший монументалист тоже приложил руку к оформлению подземки. Он автор эмалевых панно с историческими деятелями на станции «Парк Победы» и витражей с изображениями русских городов на «Трубной». Стиль у работ узнаваемый, достаточно слегка присмотреться.
«Читающая Москва»
Именные поезда ходят в метро с
Шум
Уровень шума в московском метро один из самых высоких в мире — в среднем 80 децибел. А на некоторых участках он может переваливать за сотню. Виной тому старые составы и плохое состояние рельсов. С метрополитеном даже несколько раз судились
Щусев
Архитектор Щусев, автор Мавзолея Ленина и Казанского вокзала в Москве, работал над созданием станции «Комсомольская кольцевая» — самой высокой и широкой из колонных станций московского метро. Но до открытия автор не дожил. После его смерти дело приняла специально созданная комиссия во главе с архитекторами Кокориным и Заболотной. В 1952 году, когда станция была открыта, академик Щусев получил свою четвертую Сталинскую премию, посмертно.
Эктор Гимар
Известные на весь мир выходы из парижского метро в стиле модерн создал французский архитектор Эктор Гимар в самом начале XX века. Но и спустя сто лет его работы продолжают появляться в разных городах планеты. Копии входных групп Эктора Гимара можно увидеть в Лиссабоне, Мехико и Чикаго. В 2006 году такая появилась и в Москве. В рамках культурного обмена между Московским метрополитеном и Парижским управлением транспорта RATP из Франции прислали оформление для реконструированного входа на станцию «Киевская».
Юго-Запад
У Москвы наполеоновские планы по развитию метро: до 2020 года планируют открыть порядка 60 станций. Часть — на новой кольцевой ветке, которую называют Третьим пересадочным контуром. Еще часть продлят существующие линии на окраинах. Но самое масштабное строительство обещают развернуть в
Яркость
В советское время яркость и оттенок света подбирали под архитектуру конкретной станции. Сейчас все подчинено санитарным нормам: в центре зала должно быть в два раза светлее, чем на эскалаторе и перроне, свет может быть только белым и не бьющим в глаза. Новые станции заранее проектируют как надо, но и на старых освещение сильно поменялось. Искусствоведы считают, что это убило добрую половину замысла архитекторов метро. Зато стало светлее и безопаснее.