Цикл лекций о запретных темах в Средневековье
21 ноября: «Духовное брашно» и хвост бобров: сакральная и запретная еда Древней Руси
Питание в средневековой Руси, как и ряд других сфер жизни человека, во многом определялась церковью. Существовавшие пищевые запреты были связаны не только с постами, но и с представлениями церкви о (не)чистоте тех или иных продуктов питания. Сакральное в еде находило место прежде всего в метафоре литургии, в превращении хлеба и вина в плоть и кровь Христа.
Более того, еда была мерилом достатка и статуса: царские пиры и «патриаршие» столы обставлялись пышно и богато, со многими переменами блюд и напитков.
Царские пожалования близким придворным и церковным иерархам производились не только деньгами, но и едой: осетрами и «рыбкой Семгой», «узорчатыми сахарами» и «конфектами».
Эта лекция ответит на ряд вопросов о том, какое место занимала еда в жизни русского средневекового человека? Почему нельзя было есть бобра и бобров хвост? Кто и по каким случаям ел лебедя? Как развивалась и реализовывалась идея «пищи духовной»?
Лектор — Анастасия Преображенская, преподаватель Лаборатории лингвосемиотических исследований Школы филологии НИУ ВШЭ.
Мероприятие проходит в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» и сезона «Табу, запреты и сакральное».
5 декабря: Хорошая плохая репутация: трансформации образа средневековой ведьмы в современной культуре
Пик европейской охоты на ведьм пришелся на позднее Средневековье – раннее Новое время. Наибольший вклад в конструирование образа ведьмы принадлежит авторам демонологической литературы. Их тексты свидетельствуют о том, что женщина позднего Средневековья – раннего Нового времени могла быть признана ведьмой в случае нарушения различных табу «женского» поведения. В дальнейшем средневековый образ ведьмы в западном обществе был актуализирован писателями-романтиками в XIX веке. Они изображали ведьму как объект репрессий государства и церкви. В современном обществе образ ведьмы очень распространен в популярной культуре. В причинах его актуальности и связях с наследием Средних веков мы постараемся разобраться в ходе лекции.
Лектор — Земфира Саламова, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ.
Мероприятие проходит в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» и сезона «Табу, запреты и сакральное»
19 декабря: Вольности и запреты средневековых университетов
Средневековые университеты обладали многочисленными привилегиями, которые были им дарованы как светской, так и церковной властью. Зачастую эти правовые вольности приводили к острым конфликтам — к примеру, с жителями городов, где располагались школы, или с местными властями. Университетским привилегиям, сложностям их воплощения в жизнь и их связи с общими средневековыми представлениями о свободе будет посвящена первая часть лекции.
Наряду с привилегиями жизнь членов университетской корпорации регулировали внутренние установления, писаные и неписаные правила и обычаи. Вторая часть лекции будет посвящена допустимому и недопустимому для средневекового студента — в образе жизни, одежде. Наконец, мы рассмотрим проблему интеллектуальной свободы в средневековых университетах: опасности обвинений в ереси и разнообразие тем схоластических диспутов.
Лектор — Русанов Александр, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ.