Философская школа к выставке «Илья Репин»

Оценка редакции
Бесплатно

Настоящий дискуссионный цикл Science.me продолжает серию «Философских школ», посвященных главным выставочным проектам Третьяковской галереи. Героем этого сезона стал Илья Ефимович Репин. Автор знаменитых «Бурлаков на Волге» и грандиозного полотна «Торжественное заседание Государственного совета», он вошел в историю русского искусства как наиболее значительный художник конца XIX ㅡ начала XX века, творчески существовавший одновременно в нескольких мирах ㅡ крестьянском, религиозном, аристократическом, революционном. 

Будучи бесконечно привлекательной для одних, личность Репина оставалась для других отталкивающей и даже пугающей. Отсюда сложившаяся еще при жизни Репина «позиционность» отношения к его наследию, пережившему периоды как всеобщего внимания, так и почти что забвения. Часто мифологическое, в которое был захвачен мастер, оказывалось более актуальным, чем то действительное, в котором воплотился его талант. Собственно, поэтому документально-научная оценка произведений Репина никогда не успевала за зрительским восприятием, сумевшим породить свою собственную традицию трактовки его художественного гения. 

В наше время голос художника все с большей настойчивостью заявляет о своей непокорности подчиниться искусствоведческим ярлыкам и позволяет обнаружить богатую смысловую многопластовость его идей, выходящих за рамки предписанной Репину идеологии художественного реализма. Предлагаемый образовательный проект станет попыткой приблизиться к пониманию скрытой сложности и неоднозначности наследия мастера. Авторитетные специалисты в области философии, искусствоведения, культурологии предложат свои ориентиры для толкования идей художника ㅡ сквозь призму обсуждения острых культурных проблем, тревоживших Репина и его современников полтора столетия назад и остающихся актуальными для российского общества и сегодня.

8 июня (суббота) 17:00
Репин: миф о русском мужике

Тема народа в творчестве Репина, пожалуй, одна из наиболее изученных и одновременно одна из самых спорных. Споры начались с «Бурлаков» ㅡ и касались они исключительно содержания. С одной стороны, художник, по выражению В. Стасова, «оставил и последние помыслы о чем-нибудь идеальном и окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов», тем самым впервые воплотив действительный образ русского мужика, с другой ㅡ по тем же самым причинам ㅡ создал «величайшую профанацию искусства» (Ф. Бруни). Репинский мужик, бесспорно, фигура философско-поэтическая, транслирующая все многоголосие отношений между человеком и мироустройством, это образ, противоречащий природной гармонии и разумности бытия. Сегодня мифологическая интонация Репина, бывшая отправной точкой для размышлений на тему русскости, снова нуждается в переосмыслении. Участники дискуссии представят свое видение проблемы репинской народности и обсудят глубину пластов культурной памяти, которая хранится на полотнах живописца. 

Участники:

Андрей Туторский – кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель истории первобытного общества, руководитель Северно-русской этнографической экспедиции МГУ.

Илья Доронченков – кандидат искусствоведения, заместитель генерального директора по науке ГМИИ имени А.С. Пушкина. 

Андрей Сарабьянов – кандидат искусствоведения, историк искусства, искусствовед, исследователь и эксперт живописи русского авангарда, издатель. 

Регистрация.

22 июня (суббота) 17:00
Репин: «Окаянные дни» русской истории

Бунинские “Окаянные дни” ㅡ хронологически и смыслово являются эпилогом к творческому осмыслению Репиным революционных явлений, будораживщих его современников. “Отказ от исповеди”, “Арест пропагандиста”, “Сходка”, “Не ждали” ㅡ в этих работах художник предстает перед публикой в своей неспособности стать живописцем идеи как ценности, заслоняющей жизнь во всей ее полноте и противоречиях. Репин существует в своей универсальности, определяющей разрозненность жизненных смыслов во всей бесконечности их пересечений. Его революционеры ㅡ не романтические герои, а страшные призраки ㅡ лишь они в понимании художника способны преступить грань, где борьба за счастье оборачивается насилием. Кто они, эти фантомы, открывшие страшные страницы отечественной истории? Репин и революционное движение ㅡ тема, которую обсудят участники второй дискуссии.

Участники:

Юрий Сапрыкин – журналист, культуролог, радиоведущий, руководитель образовательного проекта «Полка».

Алексей Расторгуев – искусствовед, медиевист, преподаватель Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Павел Красовицкий – историк, исследователь.

Регистрация.

6 июля (суббота) 17:00
Репин: о силе и слабости русской духовности

В конце XIX  века проблема русской духовности стала предметом не только общественной, но философской дискуссии и нашла свое отражение в так называемой русской идее ㅡ ответе В. Соловьева на вскрывшиеся в своей остроте вопросы русского самосознания, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности. Работы Репина настраивают зрителей на понимание объективной сущности этой духовности: художник пытается сохранить русский мир в его прозаических связях, переводя бесформенное пространство народной жизни в полноценное художественное высказывание. Наиболее отчетливо это высказывание формулируется в картине «Крестный ход в Курской губернии». Позже художник будет настаивать на психологической неустойчивости духовного мира человека, его манера станет субъективно-лирической и будет определять авторское отношение к проблеме нравственности. Участники встречи поднимут сложную тему репинской трактовки русской духовности и сформулируют ее основные принципы и противоречия. 

Участники:

Алексей Муравьев – кандидат исторических наук, доцент и руководитель Ближневосточной секции Школы Востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Владимир Мартынов – историк и теоретик музыки, композитор и философ, автор музыки для кино и театра, автор книг по философии и теории музыки.

Регистрация.

20 июля (суббота) 17:00

Репин: русская интеллигенция глазами художника

Отношения с русской интеллигенцией у Репина складывались неоднозначно. Безудержная воля к саморазвитию, желание пробовать новое, выходя за границы привычной для своего времени творческой сферы ㅡ все это роднило художника с лучшими представителями либерально-демократического общества, следившего за развитием мастера с исключительным вниманием и окончательно принявшего его после картины «Не ждали». Репинское отношение к интеллигенции ㅡ в деталях, в выражении лиц, в домашней обстановке, даже в тех картинах, которые висят на стенах, а в общем ㅡ в невозможности стать “своим”. Репин оказывался участником самых острых социальных дискуссий своего времени, поддерживал пропаганду материалистических взглядов. Однако самым важным для него оставалась внутренняя независимость, объясняющая вневременную принадлежность его таланта. Отсюда ㅡ сочетание разных форм общественного конформизма, нежелание давать смелых демократических уроков, существовать в риторике идеологического. Об этом поговорим на заключительной встрече нашего цикла в Новой Третьяковке.

Участники:

Кирилл Светляков – кандидат искусствоведения, главный специалист отдела руководства Третьяковской галереи, лауреат премии имени Сергея Курёхина.

Илья Будрайтскис – историк, публицист, член редакционного совета «Художественного журнала».

Илья Печенкин – кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории русского искусства факультета истории искусства РГГУ, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН.

Регистрация.

Отзывы о «Философская школа к выставке «Илья Репин»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие городские события / лекция