Философская школа к выставке «Илья Репин»
Настоящий дискуссионный цикл Science.me продолжает серию «Философских школ», посвященных главным выставочным проектам Третьяковской галереи. Героем этого сезона стал Илья Ефимович Репин. Автор знаменитых «Бурлаков на Волге» и грандиозного полотна «Торжественное заседание Государственного совета», он вошел в историю русского искусства как наиболее значительный художник конца XIX ㅡ начала XX века, творчески существовавший одновременно в нескольких мирах ㅡ крестьянском, религиозном, аристократическом, революционном.
Будучи бесконечно привлекательной для одних, личность Репина оставалась для других отталкивающей и даже пугающей. Отсюда сложившаяся еще при жизни Репина «позиционность» отношения к его наследию, пережившему периоды как всеобщего внимания, так и почти что забвения. Часто мифологическое, в которое был захвачен мастер, оказывалось более актуальным, чем то действительное, в котором воплотился его талант. Собственно, поэтому документально-научная оценка произведений Репина никогда не успевала за зрительским восприятием, сумевшим породить свою собственную традицию трактовки его художественного гения.
В наше время голос художника все с большей настойчивостью заявляет о своей непокорности подчиниться искусствоведческим ярлыкам и позволяет обнаружить богатую смысловую многопластовость его идей, выходящих за рамки предписанной Репину идеологии художественного реализма. Предлагаемый образовательный проект станет попыткой приблизиться к пониманию скрытой сложности и неоднозначности наследия мастера. Авторитетные специалисты в области философии, искусствоведения, культурологии предложат свои ориентиры для толкования идей художника ㅡ сквозь призму обсуждения острых культурных проблем, тревоживших Репина и его современников полтора столетия назад и остающихся актуальными для российского общества и сегодня.
8 июня (суббота) 17:00
Репин: миф о русском мужике
Тема народа в творчестве Репина, пожалуй, одна из наиболее изученных и одновременно одна из самых спорных. Споры начались с «Бурлаков» ㅡ и касались они исключительно содержания. С одной стороны, художник, по выражению В. Стасова, «оставил и последние помыслы о чем-нибудь идеальном и окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов», тем самым впервые воплотив действительный образ русского мужика, с другой ㅡ по тем же самым причинам ㅡ создал «величайшую профанацию искусства» (Ф. Бруни). Репинский мужик, бесспорно, фигура философско-поэтическая, транслирующая все многоголосие отношений между человеком и мироустройством, это образ, противоречащий природной гармонии и разумности бытия. Сегодня мифологическая интонация Репина, бывшая отправной точкой для размышлений на тему русскости, снова нуждается в переосмыслении. Участники дискуссии представят свое видение проблемы репинской народности и обсудят глубину пластов культурной памяти, которая хранится на полотнах живописца.
Участники:
Андрей Туторский – кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель истории первобытного общества, руководитель Северно-русской этнографической экспедиции МГУ.
Илья Доронченков – кандидат искусствоведения, заместитель генерального директора по науке ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Андрей Сарабьянов – кандидат искусствоведения, историк искусства, искусствовед, исследователь и эксперт живописи русского авангарда, издатель.
22 июня (суббота) 17:00
Репин: «Окаянные дни» русской истории
Бунинские “Окаянные дни” ㅡ хронологически и смыслово являются эпилогом к творческому осмыслению Репиным революционных явлений, будораживщих его современников. “Отказ от исповеди”, “Арест пропагандиста”, “Сходка”, “Не ждали” ㅡ в этих работах художник предстает перед публикой в своей неспособности стать живописцем идеи как ценности, заслоняющей жизнь во всей ее полноте и противоречиях. Репин существует в своей универсальности, определяющей разрозненность жизненных смыслов во всей бесконечности их пересечений. Его революционеры ㅡ не романтические герои, а страшные призраки ㅡ лишь они в понимании художника способны преступить грань, где борьба за счастье оборачивается насилием. Кто они, эти фантомы, открывшие страшные страницы отечественной истории? Репин и революционное движение ㅡ тема, которую обсудят участники второй дискуссии.
Участники:
Юрий Сапрыкин – журналист, культуролог, радиоведущий, руководитель образовательного проекта «Полка».
Алексей Расторгуев – искусствовед, медиевист, преподаватель Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Павел Красовицкий – историк, исследователь.
6 июля (суббота) 17:00
Репин: о силе и слабости русской духовности
В конце XIX века проблема русской духовности стала предметом не только общественной, но философской дискуссии и нашла свое отражение в так называемой русской идее ㅡ ответе В. Соловьева на вскрывшиеся в своей остроте вопросы русского самосознания, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности. Работы Репина настраивают зрителей на понимание объективной сущности этой духовности: художник пытается сохранить русский мир в его прозаических связях, переводя бесформенное пространство народной жизни в полноценное художественное высказывание. Наиболее отчетливо это высказывание формулируется в картине «Крестный ход в Курской губернии». Позже художник будет настаивать на психологической неустойчивости духовного мира человека, его манера станет субъективно-лирической и будет определять авторское отношение к проблеме нравственности. Участники встречи поднимут сложную тему репинской трактовки русской духовности и сформулируют ее основные принципы и противоречия.
Участники:
Алексей Муравьев – кандидат исторических наук, доцент и руководитель Ближневосточной секции Школы Востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.
Владимир Мартынов – историк и теоретик музыки, композитор и философ, автор музыки для кино и театра, автор книг по философии и теории музыки.
20 июля (суббота) 17:00
Репин: русская интеллигенция глазами художника
Отношения с русской интеллигенцией у Репина складывались неоднозначно. Безудержная воля к саморазвитию, желание пробовать новое, выходя за границы привычной для своего времени творческой сферы ㅡ все это роднило художника с лучшими представителями либерально-демократического общества, следившего за развитием мастера с исключительным вниманием и окончательно принявшего его после картины «Не ждали». Репинское отношение к интеллигенции ㅡ в деталях, в выражении лиц, в домашней обстановке, даже в тех картинах, которые висят на стенах, а в общем ㅡ в невозможности стать “своим”. Репин оказывался участником самых острых социальных дискуссий своего времени, поддерживал пропаганду материалистических взглядов. Однако самым важным для него оставалась внутренняя независимость, объясняющая вневременную принадлежность его таланта. Отсюда ㅡ сочетание разных форм общественного конформизма, нежелание давать смелых демократических уроков, существовать в риторике идеологического. Об этом поговорим на заключительной встрече нашего цикла в Новой Третьяковке.
Участники:
Кирилл Светляков – кандидат искусствоведения, главный специалист отдела руководства Третьяковской галереи, лауреат премии имени Сергея Курёхина.
Илья Будрайтскис – историк, публицист, член редакционного совета «Художественного журнала».
Илья Печенкин – кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории русского искусства факультета истории искусства РГГУ, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН.
Отзывы о «Философская школа к выставке «Илья Репин»»
Читайте про другие
события
Другие городские события / лекция
Авторский вечер Аллы Гербер
Алла Гербер — из тех самых шестидесятников. В 60-х она писала статьи о культуре для газет и журналов. И как она сама признавалась, эта тема была в те годы единственной возможностью говорить честно и искренне, пока всё остальное подвергалось жесткой цензуре.
AdIndex City Conference
Город AdIndex City снова распахнет свои двери для всех, кто, невзирая на происходящее вокруг, продолжает создавать рекламный продукт и делать свой бизнес полезным для потребителей, клиентов и партнеров.