История искусства: истина и иллюзия

Оценка редакции
Бесплатно

Человек видит мир благодаря зрительному опыту, воспринимая и осмысляя. Зачастую процесс зрения рифмуется с процессом понимания — прозреть, занять точку зрения, увидеть истину. Художник тоже видит мир и изображает его определенным образом. Но что происходит в этот момент — копирование мира, создание альтернативного мира художественного искусства, уходящего своими корнями в сакральный и мистический опыт, или оптическая иллюзия? На нашей лекции мы поговорим о том, как зарождалось европейское понимание визуального, изобразительного искусства.

28 февраля 19:00 — лекция «Средневековое искусство: истина и иллюзия»

Регистрация на бесплатную лекцию 

Мир и человек Средневековья очень тонко чувствовали истину и иллюзию этого мира: теология, символика, церковь учили отличать зерна от плевел. Средневековье наполнено чудесным и воображаемым, мистическим и священным: чудеса святых, подвиги, мученичества, с другой стороны — дьявол, искушения, черти, наполняющие пространство мира. Что происходит в этот период с изобразительным искусством? Именно в Средневековье оно обретает особый статус, свойственный именно для европейской культуры. На нашей лекции мы поговорим о том, что такое икона и почему возможно изображение Бога, если запрещается создание кумира. В каких отношениях находится человек и Бог, как образ и его подобие, является ли человек картиной Бога или дьявола и что было иллюзией для средневекового искусства?

26 марта 19:00 — лекция «Живопись Возрождения и барокко: от истины перспективы до иллюзии зеркал»

Регистрация на бесплатную лекцию

Эпоха Возрождения совершила необычайные и беспрецедентные изменения в искусстве. Живописный мир, столетиями так или иначе живший в античных художественных принципах, открыл новые горизонты. Великие художники и деятели Возрождения — Мазаччо, Брунеллески, Боттичелли, Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль — открывали новые оптические миры, боролись за истину иллюзорного пространства картины.

На нашей лекции мы поговорим о том, как изменились принципы видения в искусстве, что такое перспектива, какие оптические иллюзии и фокусы практиковали художники, чтобы добиться устроения новой живописной реальности. Мы поговорим про то, как художники обучили глаз видеть, а мысль выстраивать определённым перспективным образом.

Мы также выйдем за пределы живописи Возрождения и обратимся к более поздним технологиям развития оптических приемов: поговорим о камере-обскура и «фотографической» живописи XVII века.

23 апреля 19:00 — лекция «Картина по ту сторону изображения: ребусы, парадоксы и иллюзии ХХ века»

Регистрация на бесплатную лекцию

Казимир Малевич, Лучо Фонтана, Рене Магритт и Мауриц Эшер — что может быть общего между столь непохожими художниками? Эксперимент над пространством живописи и зрительским восприятием.

В ХХ веке классическая живопись выходит за свои пределы по направлению к абстракции, эксперименту, взаимодействию с аудиторией, перформансу. Как эксперименты художников изменили визуальный опыт современного человека, какие ребусы, парадоксы и иллюзии, адресованные зрителю ХХ века, практиковали и создавали художники?

Лекция посвящена экспериментам в изобразительном искусстве ХХ века: мы поговорим о природе абстракции, уничтожении изображения, о «безобразных» картинах и картинах, отрицающих самое себя. Нас будут волновать актуальные оптические, визуальные, сенсорные иллюзии и «обманки», которые продолжают ставить зрителя в тупик и подводить его к границам его чувственного человеческого опыта.

Лектор — Валерия Косякова, автор книг «Код Средневековья. Иероним Босх», «Апокалипсис Средневековья», кандидат культурологии, доцент РГГУ, сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.

Отзывы о «История искусства: истина и иллюзия»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие городские события / лекция