Электронная музыка переживает период бурного развития - это известно даже любителям шансона и поклонникам Надежды Бабкиной. Но разобраться в многообразии направлений и стилей под силу только «посвященным». Как понять значение загадочных терминов, правильно прочитать клубную афишу и не попасть впросак в компании знатоков? Самые модные российские диджеи рассказали о том, какая музыка в моде и где ее нужно слушать.
Хаус
DJ Katrin Vesna (Zeppelin)
House Music – пожалуй, самое популярное направление среди клабберов и диджеев. Возник он 20 лет назад в результате слияния двух зажигательных стилей – диско и фанка, которые были дополнены электронной основой. Самый первый хаус-трек (музыкальная композиция) «On and on tracks», был записан в 1984 году Джессом Сандерсом. Для его создания чикагский диджей использовал бесхитростные драммашинки Roland. Основное отличие нового стиля было, прежде всего, в отсутствии привычной схемы «куплет-припев». От диско остался лишь характерный пульсирующий ритм, вокал перестал нести смысловую нагрузку, и превратился в «семпл» (материал), который можно резать на кусочки, повторять бесчисленное количество раз и обрабатывать до неузнаваемости. Все больше диджеев чикагской сцены начали увлекаться хаусом, и уже в 1987 году в клубе Hacienda состоялось нашумевшая премьера хаус-музыки как отдельного стиля. Хаус бодро шагнул за пределы Америки, и особенно прижился в Англии. В туманном Альбионе это направление развивал Майк Пикеринг, который первым стал проводить зажигательные вечеринки в Манчестере.
Весной 1988 года на музыкальную арену вышел acid house, обладавший «кислотным» звучанием, способным «ввинчиваться» в мозг. Его «отцом» был DJ Pirre, записавший трек Acid Trax. К сожалению, следует признать, что большую роль в популяризации этого стиля сыграли наркотики. Лондон накрыло мощной волной acid house, все больше диджеев начали играть в этом стиле. Вот лишь несколько имен: Noel и Maurice Watson (нынешний резидент легендарного клуба Ministry of sound, выступает под псевдонимом Jazzy M), и Danny Rampling, взорвавший город вечеринками в клубе Shoom.
С развитием хауса от него стали отделяться и другие направления, разнящиеся по энергетике и звуку - trance, progressive, handbag, hard house…Каждый из них был рассчитан на определенную аудиторию. Среди «корифеев» классического хауса пожалуй, стоит отметить Todd Terry, Louie Vega (Masters at work) и DJ Sneak, внесших огромный вклад в развитие этого музыкального течения.
В данный момент на пике популярности во всем мире находится электрохаус, основными законодателями моды в котором являются Германия и Англия. Нелегко делать прогнозы относительно этого движения, но ясно одно – хочется видеть нестандартный подход к созданию треков и к выбору звуков. Мой друг недавно вернулся с Востока и находится под глубоким впечатлением от азиатских клубов и диджеев. Увлечение захватило и меня. Видимо, придется пригласить корифеев азиатской клубной сцены в столицу, чтобы внести в московскую ночную жизнь новую струю.
Клубы
1. Fabrique. Космодамианская наб., 2. 953-65-76
2. Opera. Ул. Трехгорный вал д.6. 205-98-22
3. Jet Set. Ул. Малая Ордынка, 37/1. 951-50-06
4. «Сахар». Б.Сухаревский пер., 23/25. 207-28-38
5. «Дягилев». Каретный Ряд, 3, сад «Эрмитаж». 790-74-00
CD
1. «Summer House Party 2006», сборник, MORE Music and media
2. «DJ Парад 2006», сборник, Правительство звука
3. «FortDance Classics. CD1. House», World Club Music, Мистерия звука
4. DJ Pete Tong, «Pure Pacha», World Club Music, Мистерия звука
5. DJ Erick Morillo, Subliminal Sessions 10, World Club Music, Мистерия звука
Крупный план
Катрин Весна появилась на московской сцене 5 лет назад, поразив столицу заводными хаус-треками и необычными нарядами. «Играть можно не только на вертушках, но и на внешнем виде» - считает девушка. Японский кимоно сменяет школьная форма, панковский наряд – украинский национальный костюм. Катрин – резидент ставшего уже легендарным клуба «Цепеллин», и после его закрытия продолжает играть на выездных мероприятиях. С недавнего времени ведет Dance Chart на Муз – ТВ.
Техно
DJ Володя
Стиль техно возник в Детройте на заре девяностых. Этому способствовало появление аппаратуры, позволившей синтезировать принципиально новые звуки. Родоначальниками техно были диджеи Kavin Sanderson, Darrick May и Kenny Larkin, активно развивавшие этот стиль в Америке. Первый прорыв произошел в 1988 году с выходом на лейбле Virgin легендарной компиляции Стюарта Косгорува «Techno! The New Dance Sound of Detroit» («Техно! Новый танцевальный звук Детроита»). Людям хотелось чего-то принципиального нового, бунтарского и взрывного, отличного от стандартных баллад и романсов, и техно оказалось панацеей от музыкальной тоски. В отличие от чикагского хауса, это была более жесткая и футуристичная музыка. Если хаус черпает вдохновение в прошлом – таких стилях, как диско и фанк, то техно – это музыка будущего. Как однажды сказал легендарный исполнитель Джеф Миллз: «Техно – это то, что не укладывается в нормы и что крайне сложно вообразить. Если вы вдруг слышите нечто абсолютно неожиданное, можете быть уверены – это техно».
Вскоре после своего появления «вирус техно» был подхвачен Европой, в основном во Франции и Бельгии. Из ныне существующих клубов заграницей могу особенно отметить Fabric в Лондоне и Cocoon Club во Франкфурте - здесь проходят отличные вечеринки с участием легендарных диджеев.
Техно объединяет разные стили и направления: высокоскоростной габбер, аскетичный минимализм, расслабленный эмбиент, и множество подстилей. Его характерной особенностью является зарождение новых звуков, которые потом используются во всех других направлениях. Техно – как пластилин, из которого можно слепить любую фигуру и одновременно источник вдохновения для всех других направлений электронной музыки.
В России несколько лет назад наметился спад интереса к техно, но сейчас этот стиль вновь на подъеме. Эта музыка стала доступна широкой аудитории. В Москве появилось большое количество талантливых диджеев, которые сами пишут музыку. Некоторые из них даже издают свои альбомы на андерграундных немецких лейблах, например, Sksny, B8.
Клубы
1. «Город». Ул. Старая Басманная, 20/13. 729-36-28
2. Кафе «Икра». Ул. Казакова, 8а. 505-51-53
3. «Пропаганда». Б. Златоустинский пер., 7. 624-57-32
4. «Гауди Арена». Складочная ул.1, стр.19. 508-80-60
5. «Пластилин». Столешников пер., 7. 785-66-51
CD
1. «Now & Wow» mixed by DJ Володя , Правительство Звука
2. «Synaptic» Pascal F.E.O.S., LevelNoZero, Правительство Звука
3. «The Last Resort» Trentemoller, Pokerflat, Правительство Звука
4. «Другие берега» mixed by Anton Kubikov, Kompakt, Правительство Звука
5. «Mike Spirit present», Аudiomatic Rec, Правительство Звука
Крупный план
Профессиональная карьера одного из патриархов московского танцевального движения DJ Володи (в миру - Владимира Трапезникова) началась 20 лет назад с работы в таких легендарных клубах, как «Эрмитаж», Penthouse и «Титаник». В 1994 году Владимир попробовал свои силы в качестве клубного промоутера, и его промо группа 4rest division семь лет находилась в эпицентре клубной жизни столицы, организовав в Москве выступления таких звезд, как 2ManyDj's, Robert Miles, SASH!, Klubbheads, 2Unlimited. С середины 90-х Владимир является самым гастролирующим диджеем в России, также известен и в Европе. С 2003 года Владимир Трапезников считался идеологом и основной движущей силой клубного брэнда «Now&Wow», основной своей целью которого ставит проведение специальных акций и вечеринок с участием наиболее актуальных DJs и музыкантов под девизом «right time, right place, right music, right people» («правильное время, правильное место, правильная музыка, правильные люди»).
Минимал
Василий B-Voice
Сложно сказать, где именно появился Минимал. Частично в Америке, частично в Германии. В принципе он – космополит. В 90-ые годы минимал был частью техно-музыки, ее ветвью. Ричи Хоутин, Дэн Белл, Роберт Худ, Бэйсик Ченэл – люди которые привнесли в танцевальную электронную музыку свое интересное звучание. Мне кажется сейчас Минимал уже не совсем стиль музыки, скорее это уже ее характер. Минимал-техно, минимал-хаус, попросту минимал.
Минимал (от англ. Minimal Art, Minimalism) – это современная интерпретация появившегося в 50-60-ые годы XX века стиля Минимализм. Терри Райли, Джон Кейдж, Стив Райх, Филипп Глас – имена рулевых того времени.
Главные составляющие минимала - ритм, звук, тембр, шум. Музыка строится на ритмических повторениях. Каждая деталь создается конкретно для данного произведения. Основная идея минимализма заключается в отказе от сложных форм, перенавороченных гармоний и структур. Музыканты почти не пользуются готовыми звуками и пресетами (чужими настройками). В результате получается оригинально звучащий трек (произведение).
Россия не стала исключением и внесла свою лепту в развитие минимала. Российская минимал-сцена представлена проектами SCSI-9, Casual Underground, Easy Changes, Mujuice, Bvoice & Khz и др. Появилось Интернет-радио Deepmix.ru, собравшее свою аудиторию по всему миру.
Клубы
1. «Микс». Новинский бульвар, 11. 255-43-33
2. «Икра». Ул. Казакова, 8а. 505-51-53
3. «Шанти». Мясницкий пр., 2/1. 783-68-68
4. «Пропаганда». Б. Златоустинский пер., 7. 624-57-32 (вторники)
CD
1. Ezekiel Honig, Scattered Practices 2006 Microcosm Music
2. Daniel Bell, Blip, Blurp, Bleep: The Music Of Daniel Bell 2003 Logistic Records
3. Plastikman, Closer 2004 M_nus
4. Herbert, 100 Lbs (reissue) 2006 K7
5. Anders Ilar, Nightwidth 2006 Narita
Крупный план
Псевдоним B-Voice не случаен, и обозначает голос человека на букву B. Первые сеты Василий сыграл в 1996 году в клубах «Остров сокровищ» и «Третий путь». После этого активно гастролировал, выступал в Лондоне, Париже, Праге, колесил по всей России, также отметился на Лазурном побережье и Казантипе. В октябре 2003 года Василий получил международное признание – его диск вышел на немецком лейбле Trebstoff. В настоящее время послушать B-Voice можно в клубе «Микс» и кафе «Суп».
На любителя
Moscow Grooves Institute feat. Ольга Рождественская
Романсы, переложенные на современную музыку – новое направление в электронике. Если попытаться охарактеризовать этот стиль одним словом, то получится что-то вроде «неороманс». Признаюсь, приятно осознавать, что «отцами» его являемся мы.
Массовость этого движения началась с издания нашей композиции «Хризантемы» с вокалом Ольги Рождественской на известном французском лейбле Pshent на сборнике «Hotel Costes – 3 –Me Etage» , который продался по всему миру тиражом свыше одного миллиона экземпляров. Потом были съемки клипа, многочисленные интервью западной прессе…и концерты (от Перми до Парижа) Сейчас неороманс «на волне» во всем мире и им увлеклось большое количество исполнителей. География распространения стиля довольно широка – от Нью – Йорка до Парижа, от Москвы до Тбилиси.
Технология создания трека такова: классический романс перекладывается на бит, лаунж или более глубокую корневую музыку. Так как мы Moscow Grooves Institute, то в треке у нас всегда присутствует groove. Из современных российских групп, играющих в этом стиле, мне больше всего импонирует Озоновый Коктель – музыка у них получается на редкость органичной.
Клубы
1. «Вертинский». Остоженка, 3/14. 202-05-70
2. «Икра». Ул. Казакова, 8а. 505-51-53
3. «Желтое море». Ул. Б.Полянка, 27. 953-96-34
4. Сеть кофеен «Кофемания». www.coffeemania.ru.
5. «Апельсин». М.Грузинская, 15. 253-02-53
CD
1. De Phazz, любой «The Best»
2. Gotan Project, «La revancha del Tango»
3. Zoska, «Nice»
4. Ольга Рождественская & Moscow Grooves Institute, «На заре» или «Les chrysanthemes e.p.»
5. Rouge Rouge, «Ce soir, après diner»
Крупный план
Moscow Groove Institute – это MGI – это вдумчивый Аркадий Марто и стремительный Борис Назаров. За 10 лет совместной работы музыканты успели выпустить 7 пластинок, снять 2 клипа, которые крутились на МУЗ ТВ и MTV, сделать ремикс на песню «Малыш» Мумий Тролля, продержавшийся на первом месте в хит- параде радио Максимум несколько месяцев, а также занять второе место на французском фестивале трешевых клипов.