Музыкальная афиша корчит забавную гримасу: с разницей в сутки в столице открываются Московский Пасхальный фестиваль и Десятый Международный фестиваль современной музыки Московский форум.
Совпадение дат как будто определяет сближение смыслов. Увенчанный всеми официозными атрибутами и благословлением патриарха, Пасхальный фестиваль (8 апреля – 9 мая) в основной программе сосредоточен на музыке Игоря Стравинского, что аттестует его как фестиваль авангардный. Классику передовой музыки ХХ века в этом году 125 лет, и это прекрасный повод полюбоваться на его диссонансные гармонии. В свою очередь Московский форум, урожденный фестивалем авангарда, ищет среди композиторов-нонконформистов очевидных классиков. Вот и краткий путеводитель по Московскому форуму (9 - 14 апреля). Идея его принадлежит Центру современной музыки Московской консерватории, и в разные годы на нем играли лучшие ансамбли адептов актуального искусства – например, начинал модный ныне Opus Posth.
Если сочетание «Московский форум» счесть за фамилию, то у юбилейного фестиваля есть и личное имя – «Свобода звука». Это имя определяет выбор программы, которая вдохновляет категоричностью. Конечно, толерантность учит уважать и поклонников зрелого Верди, и адептов Кейджа. Но поскольку специфичные российские условия полвека делали из Кейджа сотоварища монстров в оболочке лакомого запретного плода, привкус нелегальности у этой музыки остался. Впрочем, не стоит валить все на нашу историю. В своем отечестве пророков не бывает, и всем ныне признанным классикам авангардной музыки ХХ века досталось в жизни немало горьких минут, глупых обвинений и травли. Им тоже приходилось объяснять современникам, почему звук не заканчивается на задумчивом «зумм» камертона, а живет во всем многообразии жизни вокруг нас. Теперь на Московском форуме «Свобода звука» этот взгляд на мир представляют российской публике, и как можно полнее.
У фестиваля симпатичный background - несколько мастер-классов специалистов, исполнителей современной музыки; круглый стол, на котором обсуждаются ее проблемы; выставка, посвященная первому круглому юбилею фестиваля.
Среди российских участников знакомые все лица. Обожаемые студентами и прогрессивными меломанами профессора-хулиганы московской консерватории - пианист Алексей Любимов и перкуссионист Марк Пекарский во главе своего ансамбля ударных. Интерпретации этих заслуженных нон-конформистов всегда добавляют современной музыке объема, смысла и вкуса. Будут еще известные струнники и духовики, плюс бессменный участник, ансамбль Студия новой музыки. А в гости приедут очень известный камерный Ensemble Recherche (Германия), специальность которого – музыка «высокого авангарда»; ансамбль считается одним из мировых лидеров этого направления и играть будет много. Плюс блестящий пианист-интеллектуал Марк Понтюс (США). Как и его российский коллега и тезка Пекарский, Понтюс жонглирует именами и названиями. В концерте «Молоточковый клавир и мастер» (10 апреля) он играет Бетховена и Булеза, соединяя «Хаммерклавир» первого и «Молоток без мастера» второго в сугубо простодушное «два в одном». Вообще в афише наряду с ожидаемыми именами Шнитке, Денисова, Мосолова, Сильвестрова (9 апреля) или Кейджа, Айвза и Лигети (12, 13 апреля) есть имена малоизвестные. А два последних формальных обстоятельства окончательно убедят вас в необходимости похода на концерты. Первое: весь фестиваль идет в одном месте – Рахманиновском зале МГК. И второе – на все его представления вход бесплатный. Если вы не замшели в своих музыкальных вкусах, приходите и слушайте.
Расписание фестиваля «Московский форум».