Немного ошалев от фестивального излишества «Золотой маски», музыкальный театр на новой декаде взял паузу. Зато афиша классической музыки избыточна как никогда, и по всей Москве звонят колокола.
На Пасхальном фестивале в эти десять дней идет основной блок хоровой программы. Приедут хоры из стран с давней традицией христианских песнопений – Армении, Грузии, Осетии, Сербии и Украины. Исполнять, однако, будут не только церковный репертуар, но и светские многоголосия. И если вам до сих пор не приходилось побывать ни на одном хоровом концерте, просто поверьте, что это очень впечатляет. Тем более что менеджмент Пасхального фестиваля всегда заботится о залах с образцовой акустикой, а в этом смысле у храмов конкурентов нет: каждый звук и вздох будет прекрасно слышен. Хор «Киев» поет в крохотном Храме бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Столешниковом переулке (14 апреля), «Кир Стефан Србин» выступает в Храме Живоначальной Троицы в Серебрениках на Китай-городе (15 апреля). Владикавказской «Алании» достался Храм Преподобного Мартина Исповедника на Таганке (16 апреля), а «Мдзлевари» - Храм Григория Неокесарийского на Ордынке (18 апреля).
Все они споют второй раз в МТКЦ Павла Слободкина на Арбате, и только Ереванский камерный хор пользуется исключительно этой сценой и однажды (15 апреля). Но пойти на ереванцев нужно обязательно: во-первых, это самая древняя религиозная традиция, умноженная строгим каноном григорианства, а во-вторых, сильная школа светской академической музыки. Для любителей компактного формата «все обо всем» рекомендуем хоровой гала в зале Чайковского (17 апреля). Конечно, здесь не стоит ждать радости души как при храмовом пении, но будет очевидна разница стилей и школ. Еще событие: в Храме Николая Чудотворца в Новом Ваганькове поет Мужской хор Московского Сретенского монастыря (21 апреля). Конечно, можно найти повод послушать этих истовых проводников между землей и небом в другое время - они в Москве не на гастролях. Но лучше не упускать момент - когда еще найдется для этого столь правильный контекст.
Кроме хоровой программы Пасхальный в эти дни велит вспомнить Москву Златоглавую. Семнадцать (!) колокольных звонов пройдут по старинным столичным церквям и церквушкам. Если еще и погода не подведет, тонкие натуры наберутся душевных сил надолго вперед. Обратите внимание на время звонов, оно всякий раз разное.
А теперь с небес на землю. Инициатор всего этого роскошества играет в эти дни два концерта. Симфонический оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым за пультом представят изысканную светскую программу «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и два громадных опуса Стравинского: Симфония в трех движениях и Симфония in C (13 апреля, КЗЧ). На следующий день в БЗК будет мрачная и многослойная симфония Малера № 5 и Фортепианный концерт № 4 Бетховена, в котором солирует молодой пианист Алексей Володин. Учитывая, что в этом году на Пасхальном немного солистов, а Валерий Гергиев тщательно выбирает музыкантов, отнестись к нему стоит с вниманием.
И все-таки не Пасхальным единым. На декаде давно ожидаемая «Скандинавская триада» Геннадия Рождественского и юбилейный концерт Михаила Плетнева (16 апреля), билет на который будет счастливой случайностью. Плюс небольшой, но однако VIII по счету Международный фестиваль «Кремль музыкальный», который имеет несчастье проходить в Оружейной палате Кремля (16-22 апреля). Гордясь завидной акустикой, вдохновителем (Николай Петров) и приличным списком приглашенных артистов (Александр Гиндин, Кун Ву Пайк (Корея) Нимрод Пфеффер и Ярон Кольберг (Израиль)), он обречен на минимальную аудиторию; так что всем заинтересованным рекомендуем срочно решать проблему с билетами. Еще будут два симпатичных «концерта с героем». Вдумчивый виртуоз Борис Березовский играет с коллегами и Камерным оркестром Musica Viva четыре концерта Моцарта (20 апреля). А Дом музыки вдруг решил посвятить вечер легендарному дирижеру Артуро Тосканини (15 апреля). О суровом норове этого артиста оркестранты слагают сказки. Свою собственную представят Московский симфонический оркестр с соотечественником великого маэстро Риккардо Капассо. Они представят характерный итальянский набор из оперных увертюр Верди и Россини, усиленный Героической симфонией Бетховена.