Последние дни апреля радуют ровным течением столичной музыкальной жизни. Одна фестивальная лихорадка закончилась, другая еще не началась, но самым нетерпеливым уже можно мало-помалу подводить итоги сезона.
Сезон этот был юбилейным для БСО, и он регулярно удивлял интересными программами. Нынешняя, однако, заслуживает особого внимания. БСО пригласил солистов – Питтсбургское трио в составе Дженифер Орчард (скрипка), Михаил Истомин (виолончель) и Игорь Краевский (фортепиано). И вместе с ними представит русских композиторов-эмигрантов первой половины ХХ века.
Положим, Сергея Рахманинова представлять особо не надо, но вот Павел Юон и Александр Черепнин - фигуры широкой публике совсем незнакомые. Разве что Черепнин мелькал как автор изящной балетной безделицы – «Павильона Армиды», о которой время от времени вспоминают в театре. Павел Юон может показаться знакомым только по фамилии, как брат художника Константина Юона. Урожденный москвич, в 24 года он уехал учиться в Германию и больше в Россию не возвращался, но получил известность как автор учебников по гармонии и ни много, ни мало как «русский Брамс». Выбор очень интересен. Кроме того, для Питтсбургского трио тема эмиграции тоже не умозрительная: только Дженифер Орчард – выпускница Джульярдской школы, а Истомин и Краевский – наследники традиций Санкт-Петербургской консерватории. Тем интереснее этот ансамбль, у которого много заслуг, четырнадцать сезонов общей работы и прошлогодний дебют в Карнеги–холле. Но, главное, у трио есть особая культура звука и нешаблонные интерпретации. Они очень пригодятся для Концертных эпизодов Павла Юона (написаны в 1912, ныне российская премьера); Дивертисмента для оркестра (опус 90) Александра Черепнина и Второй симфонии Сергея Рахманинова (25 апреля).
Несколькими днями раньше любимец меломанов и один из самых знаменитых российских пианистов Борис Березовский вместе с оркестром Musica viva под управлением Александра Рудина исполнят концерты Моцарта. Программа выглядит динамическим эскизом, где формальное напряжение идет по нарастающей: № 14 и № 21 для фортепиано с оркестром, №10 для двух фортепиано с оркестром и №7 для трех фортепиано с оркестром. Прибавление пианистов пройдет за счет Екатерины Державиной и дочери героя дня Эвелины Березовской. Почивать на лаврах детям музыкантов не приходится: дебютировавшая в семь лет Березовская уже лауреат международного конкурса и достойная юная коллега звездного папы (20 апреля).
Словно специально для палитры Национальный филармонический оркестр с Владимиром Спиваковым за пультом добавляет к ностальгии эмиграции и летучей радости Моцарта долю трагизма. Шестая «Трагическая» симфония Малера – часть именного абонемента композитора, с которой НФОР убедительно справился в этом сезоне, и амбиции оркестра заслуживают уважения. Тем, кто захочет послушать «Трагическую», стоит напомнить, что во время своего появления одним она виделась злобной и сатанинской, другим – культурно изощренной и ироничной. Но в силе ее природы сомневаться не приходиться: через год после премьеры у Малера началась череда горестей и бед (21 апреля).
А в музыкальном театре начинается череда последних премьер сезона. Музыкальный театр имени Станиславского никак не нарадуется своему обновленному дому и готовит премьеры одну за другой. В отличие от только что прошедшей «Чайки», родословная нынешнего балета «Цвета белого» выглядят рискованно (25, 28 апреля, 7 мая). Интригует в первую очередь композитор - партитуру написал Карл Дженкинс, натуральный валлиец, обученный в Королевской Академии музыки в Лондоне. Начинал он как джазмен, клавишник и духовик, причем получал первый приз на джазовом фестивале в Монтре. Потом мигрировал в джаз-рок, и к концу 70-х стал единоличным лидером группы Soft Machine. Дальше два главных пути-дорожки, которые в российском сознании абсолютно параллельны. С одной стороны, Карл Дженкинс сочиняет музыку для рекламных роликов Levi’s, British Airways, Renault, Volvo, De Beers, Pepsi и проч., и получает за это профессиональные награды. С другой, ему заказывают сочинения Королевский балет Великобритании, Принц Уэльский (концерт для виолончели с оркестром), фестиваль BBC Proms in the Park, Национальный юношеский оркестр Уэльса и так далее. А исполняет, в числе других, Лондонский симфонический оркестр.
Партитуру балета этого нестандартного автора обещает поставить в МАМТе танцовщик ансамбля Моисеева Сергей Петухов. И тут еще одна интрига, поскольку прежде он сочинял танцы только для произвольной программы фигурного катания. Представить, что получится, совершенно невозможно. Но в комплекте к «Цветам белого» пойдут «Вечерние танцы» Тома Шиллинга на музыку Шуберта – вещь проверенная и гармоничная; чтобы зрители не очень пугались.