Самый молодой московский храм искусства ММДМ открывает пятый сезон. Три зала – Светлановский, Камерный и Театральный приготовили абонементы на разные вкусы. «ВД» рассказывает о каждом из них.
Каких только прозвищ не удостоился Московский Международный дом музыки – и «дом культуры менеджеров», и «дом гламура», и даже «музыкальная кастрюлька» вместо «музыкальной шкатулки». Согласитесь, на кастрюлю этот храм искусства действительно похож, а окрест расположена такая уйма офисов, что их обитатели должны попадать в ММДМ просто исходя из здоровой логистики. Что же касается гламура – так в этом деле, скажем честно, преуспевают все без исключения концертные залы, и не только Москвы. ММДМ без оглядки на неоднозначную репутацию готовится к новому сезону. У него нет размаха филармонии, которая буквально на глазах превратилась в мощную структуру, но есть свое лицо и спокойная уверенность в собственных силах.
В Светлановском зале 10 абонементов, из них три говорят об отсутствии у ММДМ комплексов и присутствии нормальных европейских взглядов на музыкальный процесс: «Джазовый Олимп. Примадонны», «Герои блюз-рока», «Звезды World music» – все три очень интересны и по уровню не имеют в России аналогов. Еще три – специалитеты: «Король инструментов» отдан органу, «Шедевры хоровой музыки» – Академии хорового искусства под руководством Виктора Попова (Ave Maria,«Всенощное бдение»), а «Легенды нашего времени» – Оркестру русских народных инструментов под руководством Николая Некрасова (который собрался играть не только Свиридова, но и почему-то сборник под названием «Венецианский карнавал»). За кондовым названием «Музыка, рожденная Словом» скрываются пять концертов, на которых Ханс Граф, Александр Лазарев, Ион Марин, Джордж Клив и, конечно, хозяин заведения Владимир Спиваков представят с помощью НФОРа свои версии европейской программной музыки XIX-XX веков. Все они НФОРом уже дирижировали, так что сейчас должно появиться внимание к деталям. Для вдохновленной литературой музыки это особенно важно, ведь бес соперничества – у кого лучше, литератора или композитора – слушателя все равно посещает. Открывает цикл знаменитый австриец Ханс Граф, и в его программе, кроме популярной «Моей матушки-гусыни» Равеля, есть неведомое симфоническом скерцо Дюка «Ученик чародея», написанное по балладам Гете. В программе Александра Лазарева будет «Полуденная ведьма» Дворжака, а Ион Марин накудесит «Чудесный мандарин» Бартока и мужественного бетховенского «Кориолана». Спиваков припас для себя чудесный «Мефисто-вальс» Листа. Но самая оригинальная программа у американца Джорджа Клива. Для начала Воан-Уильямс, «Осы», Симфония № 2, по мотивам комедии Аристофана. Затем балетные интермедии Моцарта из оперы «Идоменей», а под занавес сюита из музыки к кинофильму «Генрих V» Уолтона.
Абонемент «Дирижерская элита XXI века» должен подтвердить переворот в профессии, в которой совсем недавно «молодые мастера» были седы и лысы. Возрастной ценз здесь – до 40 лет. Путь к пульту у молодых похож: учеба у великих маэстро, место ассистента в лучших оркестрах и оперных театрах, победы на конкурсах – и взлет, мировая известность, собственные оркестры, серьезный репертуар. Уставшая от знакомых лиц публика готова их любить без уговоров. Отто Тауск в свои годы уже главный дирижер Holland Simphonia. Самый молодой в истории главный дирижер петербургского ГАСО Василий Петренко наделал шума в Ливерпуле, где «харизматичный 30-летний русский вернул к жизни Королевский оркестр». Его однокашника по Санкт-Петебургской консерватории Юрая Валчуху считают тонким интерпретатором. А Людовика Морло, ассистента Левайна в Бостонском симфоническом, хвалят за исполнение французской и русской музыки. Теодора Курентзиса можно не представлять. Словом, цикл покажет, кто будет править оркестровым миром ближайшие двадцать лет.
Замечательный музыкант Александр Гиндин удостоился персонального цикла «Торжество рояля», и уж он сумеет убедить публику, что слухи о смерти русского пианизма явно преувеличены. Наконец, цикл «Три реквиема» (Верди, Брамса и Моцарта в исполнении симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского) должен стать апофеозом большого стиля, который одинаково хорош и для старых залов с идеальной акустикой, и для едва отстроенных. Для старой публики с приятными манерами и для того самого офисного планктона, который уже пятый сезон приобщается к хорошей музыке благодаря ММДМ.
Пятый сезон ММДМ
Самый молодой московский храм искусства ММДМ открывает пятый сезон. Три зала приготовили абонементы на разные вкусы.