Музыкальный сезон благоразумно отстает от календарного: житейские хлопоты первых осенних дней не располагают к дополнительной громкости. Потому афиша предлагает начать с нестандартной классики.
Малый и Рахманиновский залы консерватории рассудили, что сейчас самое время претендовать на публику. Пока еще не загремели фанфары в Большом зале и Концертном имени Чайковского, они предлагают россыпь камерных программ, которые при всех своих заслугах в разгар сезона рискуют остаться в тени. Александр Фисейский, Константин Волостнов и музыкант с божественной фамилией Екатерина Готсдинер играют на органе (4, 7, 9.09, МЗК), прививая вкус к мыслям о вечном и предваряя грядущих в новом сезоне «Лучших органистов мира». Много сольных программ, удивляющих старомодно изысканной краткостью презентации: Александр Каприн – Шопен, Шуберт; Екатерина Державина – Гайдн, Бетховен; Евгений Максимов – Моцарт. Если вы ходите в консерваторию не из тщеславия, а ради хорошего вечера с хорошей музыкой, обратите внимание на цикл с пыльным названием «Творческая молодежь Московской консерватории». Кому лето, а кто изо всех сил готовился к сольному концерту, чтобы поразить именно сейчас и именно вас. Пианисты Дмитрий Григорцевич и Ирина Попова делают ставку на программу: Дебюсси, Танеев, Рахманинов, Плиева, Розенблат (2.09, РЗК) – странное сочетание имен само по себе достойно внимания. А МГАСО под управлением Павла Когана рискнул играть Моисея Вайнберга (3.09, МЗК) – репрессированного композитора, наследие которого только-только появляется в концертном репертуаре.
Впрочем, больше других повезло сейчас композиторам барокко и Возрождения. В Малом зале два вечера у ансамблей-патриархов исполнения старинной музыки. «Экселенте», он же «превосходный», во главе с гобоистом Евгением Непало, играет старых итальянцев; рядом с заигранными до дыр Альбинони и Вивальди будут опусы Корелли и таинственная соната Тартини «Трели дьявола» в исполнении скрипачки Марии Лазаревой. Публика тех времен часто приписывала виртуозной музыке дьявольское происхождение. Так вот, по легенде, к изгнанному в католический монастырь Тартини пришел во сне дьявол и всю ночь играл ему на скрипке некое произведение с обилием трелей. Храбрый Тартини не испугался, все хорошо запомнил, а, проснувшись, записал опус с ходовой ремаркой Il trillo del diavolo (6.09, МЗК).
Через два дня работающий на том же поле ансамбль «Мадригал» представит другую старину, и в «Веселых шансонах французского священника» вас тоже ждет открытие. Скажем, Ронсара знают все, а его современника Клемана Жанекена – немногие. Между тем именно он считается «папой» изобразительной вокальной полифонической песни, которую тогда же назвали шансоном. Пелось в ней о птицах, прекрасных дамах и баталиях; ныне тоже поется о баталиях, только как-то иначе (9.09, МЗК).
Такой же забавный привет из прошлого поджидает в Римско-католическом кафедральном соборе. Здесь всегда много органных программ – положение обязывает. Но концерт «Музыка для флейты и органа» (Светлана Митряйкина, Елена Цыбко) предлагает изысканный набор авторов: И.С. Бах, К.Ф.Э. Бах, Верачини, Мендельсон, Шопен, Бизе, Рахманинов, Ф.Борн. Последний, как вы понимаете, автор оригинальных оркестровых фантазий, написавший в свое время что-то вроде ремикса на тему «Кармен» Бизе. Мало того, в истории музыки есть еще средневековый трубадур Бертран де Борн и Великий магистр Игнац фон Борн, в ложу которого входил сам Моцарт. Считается, что он стал прототипом волшебника Зорастра в «Волшебной флейте».
Вот мы и добрались до «Волшебной флейты». На декаде свою версию оперы представят верный гению арбатский театрик «Амадей» (9.09) и Камерный музыкальный театр Бориса Покровского (7,9.09). К Покровскому стоит идти тем, кого не радуют феи в милицейской форме в версии Грэма Вика в Большом – здесь-то все будет чинно и благородно. Выходит, и опера вписывается в спокойную декаду начала осени. Что-нибудь погорячее вы еще услышите, и очень скоро.