К нам едут прекрасные во всех отношениях Black Eyed Peas. Но так ли необходимы влюбленным в хип-хоп эти далекие от народа американцы? Разве у нас нет своих достойных фигур, говорящих скороговорками и носящих цветастые шаровары?
Невероятно, но факт: русский хип-хоп прокладывал дорогу на телевидение и в сердца меломанов куда легче, чем рок-н-ролл. Профессионально сделанный рэп в «Плюмбуме» и сочный брейк в «Курьере» – Цой или Шевчук и мечтать о подобных привилегиях не могли. Казалось, с обрушением запретов стиль и вовсе заполонит клубы и концертные площадки. Но с приходом перестройки случилось странное: хип-хоп-сцену заполонили ребята в чудовищных одеждах из кооперативных ларьков и с образованием восемь классов – Мистер Малой, «Черное и Белое», «Мальчишник», «Ван Моо»… И как венец пост-советского r’n’b-творения - Богдан Титомир. Давно исчезли кооперативные ларьки, канули в лету «варёнки» с Рижского рынка и грузинские «адидасы», но в этом многострадальном жанре время как будто остановилось. Увы, оправиться от нанесенного удара русский хип-хоп так и не смог.
Деньги
Основное отличие наших хип-хопперов от не наших – в способе зарабатывать деньги. В России выпускают пластинки и крутят по радио и телевидению щедро проплаченные хиты для того, чтобы потом на этом материале устроить безумный чес по городам и весям. «Накосить бабла» на фанерных стадионных концертах в провинции или на «корпоративках» в столицах. Доходы с продаж альбомов ничтожны, к тому же, предприимчивые пираты обязательно предложат слушателям дешевую копию потенциального шлягера, и звезда не получит вообще ничего. На западе же концертные туры устраиваются в поддержку очередного альбома или сингла, и заработать на суперхите с десяток миллионов, как, к примеру Пафф Дэдди на своем Come with Me, не проблема. Зато им и не снилось получить пол-лимона за одну званую вечеринку гостей из Нижневартовска.
Одежда
Одеваются отечественные приверженцы хип-хоп-культуры практически так же, как и тамошние, иногда даже обходя их по ширине штанов, безразмерности маек, технологичности кроссовок и количеству фенечек на груди. Вся разница в том, что далеко не все русские поклонники рэпа в состоянии приобрести шмотки марок Evisu, Von Dutch, Dsquared, Avirex, Jacob&co, Akademiks, а также дизайнерскую одежду от Шона Комбса или 50 cent. Наши ребята довольствуются их турецкими заменителями, приобретенными на вещевом рынке. Что не умаляет их яркости, столь удобной для страдающих близорукостью, особенно с утреннего похмелья, скинхедов. Так что, частенько правильная одежда надевается только «по праздникам» – в местах массового скопления единомышленников, на концертах и в клубах.
Аудитория
Главный парадокс нашего хип-хопа в том, что все его потенциальные фэны давно и бесповоротно роняют слезы под «Владимирский централ» и «Телогреечку». Ни для кого не секрет, что изначально настоящий черный рэп был искусством уличных банд Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, воспевал крутых парней, у которых нелады с законом, описывал криминальные разборки и проклинал копов, а его исполнители и слушатели не появлялись на людях без ствола или на худой конец – кастета. И даже сегодня, когда хип-хоп значительно коммерциализировался, у него остался ощутимый привкус криминала, и его адепты упорно косят под братков, периодически отстреливая друг друга. У нас же рэп слушают, как правило, угрюмые подростки с проблемами в общении, возрастными прыщами и философским складом ума. В косноязычных виршах они видят откровение и правила собственной жизни, но после двадцати обычно начинают понимать, что жизнь прекрасна и удивительна, обзаводятся постоянными подружками, работой и переходят на Верку Сердючку. И еще – если где-нибудь в Бруклине или Брикстоне чернокожего паренька в сдвинутой на ухо бейсболке прохожие от греха подальше обходят стороной, то у нашего юноши в таком же головном уборе есть все шансы получить по этой самой голове от скинов, металлистов и простых гопников.
Тимати VS 50 cent
Помните шутку: коренные обитатели Бруклина послушали новый хит Тимати и признали, что рэп – это кал! Для русского рэпа Москва – то же самое, что для американского Восточное побережье (Нью-Йорк), в отличие от Питера, олицетворяющего Лос-Анджелес. Здесь меньше гангстерских и вообще брутальных настроений, зато хорошо развиты любовь к роскоши, красивым женщинам и звездное чувство. Тимати (Тимур Юнусов) в отличие от Кертиса Джексона (так в паспорте) никогда не зарабатывал на жизнь продажей марихуаны, ибо статус сына одного из нефтяных магнатов предполагал совсем иные удовольствия. Однако торговля принесла сыну эмигранта с Ямайки немалые дивиденды, и вскоре он уже купил себе собственную студию. Конечно, его юность не идет ни в какое сравнение с молодыми годами Тимати: он не был участником «Фабрики Звезд», а потому был лишен общения с такими выдающимися людьми как Игорь Крутой, Алла Духова, не говоря уже про Антона Зацепина и Стаса Пьеху.
Мистер Полдоллара вынужден был зарабатывать на жизнь и добиваться славы самостоятельно. Теперь у него есть и состояние в 80 миллионов долларов, и премия «Грэмми». Подумаешь – Тимур и его «Банда» получили от «Фабрики» бесплатный клип и сольный альбом. Да и вообще нью-йоркский шоколад проигрывает нашему татуированному секс-символу по всем статьям: его чуть не упекли в кутузку за изнасилование, в то время как вся страна следила за романом Тимати с юной Алексой из Донецка. 50 cent враги всего один раз ударили ножом на собственной студии в Квинсе, а у Тимати целых два шрама. 50 cent запустил всего лишь одну собственную линию одежды, а у Тимати есть еще клуб и ресторан. И не беда, что толстовки от Джексона носят однофамилица Джанет, Снуп Догг и Эдди Мерфи. У Тимати в клипе появилась Ксюша Собчак, а сам он сыграл в «Жаре», а эта штука будет куда сильнее «Фауста» Гете.
Клоны: Яппи, Джин, Эз.
Серега VS Тимбалэнд
Еще одна бородатая шутка: странные эти люди белорусы – надо ж было страну в честь трактора назвать! Но хрипатому создателю культового «Черного Бумера» все эти шутки по барабану. В России он проводит куда больше времени, чем на родине, собирает стадионы, собачится со своим тезкой Шнуром из-за названия главного хита. И еще успевает спеть дуэтом с Владимиром Вольфовичем на Первом канале. Тимбалэнд – канадец, а значит, в представлении американцев, житель страны, про которую рассказывают анекдотов больше, чем у нас про чукчей, эстонцев и евреев вместе взятых. И, тем не менее, он не только завоевал сердца южных соседей, практически обосновавшись в Штатах, но и вступает в самые различные творческие альянсы,и занимается продюсированием.
Правда, в отличие от Сереги, его коллеги люди все больше приличные: Бьорк, Нелли Фуртадо, «Дюран Дюран». И Тимбалэнд и Серега любят подраться в немецких барах, но если вспыльчивый канадец надавал по мордам официанту за то, что тот якобы назвал его ниггером, то белоруса с широкой душой возмутил тот факт, что кончилось безумно дорогое шампанское, которым он поил и поливал двух стриптизерш. К тому же из-за разбушевавшегося рэппера задержали вылет рейса из Берлина, что не под силу продюсеру. А если сравнивать толщину их носильных золотых цепей, то Тимбалэнд вообще выглядит хорошистом с бесплатной путевкой в «Артек».
Клоны: Полковник, «Личный Номер», «Темный Тэ».
Бьянка VS Бейонсе
Русскоязычный r’n’b с женским лицом – это нечто находящееся за гранью добра и зла, достаточно вспомнить такие фигуры, как Лику МС, «Белый шоколад» или Мисс Т, оказавшейся при ближайшем рассмотрении половинкой дуэта «Дальний Свет». На их фоне белорусская красавица Яна Липницкая выглядит, несмотря на природную смуглость и негритянскую пластику, белой вороной. Она прошла довольно типичный путь пост-советсткой поп-дивы. Детские утренники, фольклорный ансамбль, Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки республики Беларусь, подпевки у Сереги и сольный альбом. Желание придать американским скороговоркам славянский колорит и попытка работы на взрослую аудиторию в результате дали лишь жутковатую помесь «Дискотеки Авария» и Ирины Аллегровой.
Темнокожая чаровница Бейонсе Ноулз прежде чем утратить фамилию тоже выступала в вундеркиндских проектах аж с четырех лет, была самой симпатичной в Destiny's Child, а сольной карьерой занялась после съемок в «Остине Пауэрсе». У нее три альбома, шесть номинаций на «Грэмми» и постоянные друзья-соавторы Шон Пол и Мисси Эллиотт, и это не считая роли в «Розовой Пантере», контракта с Армани и бурного романа с Джей Зи. Но все это ерунда по сравнению с успехами Янки-Бьянки – она получила третье место на конкурсе им. Огинского, отказалась поехать на Евровидение из-за работы все с тем же с Серегой, ее трек звучит в «Бою с тенью», и к тому же, она сама пишет музыку и тексты своих песен. А потому Бейонсе никогда не видать перлов вроде: парень Леха / мне ж так плохо / будь со мной вдвоем!
Клоны: Stereoliza, Амира, Найра.
Лига VS Эминем
Лига, он же Лигалайз, он же бывший Андрей Меньшиков, был одним из пионеров аутентичного черного рэпа, пересаженного на суровую русскую землю. Участник культовых проектов Slinshot, D.O.B., Легальный Бизне$$, Bad B., П13 и так далее, он довольно долго пытался противостоять своими непримиримыми текстами натиску «Эй подруга, посмотри на меня!» и «Секс без перерыва». Но силы были слишком неравными, и к тому же, глубинные страдания негритянского народа в оригинальной обработке не слишком волновали широкие меломанские круги. В результате он пошел навстречу чаяниям масс, стал добрее и доступнее, и заработал титул «Лучший Хип-хоп проект» на MTV Russia Music Awards 2006.
Его духовный визави Эминем , урожденный Маршалл Брюс Метерс третий, тоже всегда с гордостью носил звание «белого негра», общался в основном с представителями не своей расы, набираясь у них премудрости и обучаясь основам распальцовки. Уже в 18 лет он с успехом рассказывал о приключениях героя афроамериканских сказок Мазафака на детройтской сцене, подкрепляя матерок мощным отбойным ритмом. А потом придумал Слима Шейди, сыграл в «Восьмой миле», получил «Оскара» и звучал у нас из каждой шашлычной. Но что такое какой-то «Оскар», который за него, к тому же, получил соавтор?! Лига в свое время отказался работать с Децлом, разругался с Шеффом, зато ездил в Конго, где тусовался с местными рэпперами и что-то лопотал по-французски. А еще, как правильный пацан, никогда не позволял себе развесистых многоминутных монологов в адрес матери и бывшей жены.
Клоны: Бланж, Стим, «База Данных».
Децл VS Джастин Тимберлейк
Кирилл Толмацкий, сын известного продюсера и лучшего друга всех хип-хопперов страны Александра Толмацкого, сыграл самую положительную роль в становлении жанра. Когда молодое дарование решило запеть, а точнее заговорить, папа приставил к нему в качестве наставника и автора Влада Валова, более известного как Шефф. Затем фактически под сына им было создано специальное радио Next Fm и r’n’b-клуб «Инфинити». И хотя сегодня пути отца и сына разошлись, рэпперы всей страны благодарны этой семье за легализацию и финансовые вливания. Джастин Тимберлейк тоже не был сыном слесаря: его отец, медиа-магнат Джозеф Рэндэлл, кроме всего прочего, выпускал r’n’b-журнал Pulse. И кудрявому мальчику ничего не оставалось, кроме как идти в шоу-бизнес. Сначала «Шоу-Микки Мауса», потом ряд малоинтересных подростковых групп, и наконец – N’Sync. в этой пятерке Джастин был самым молодым, самым низкорослым и вряд ли самым талантливым, но папины связи устроили команде великолепный пиар и гиперпрофессиональных авторов. Единственным, кто после развала группа продолжил карьеру в шоу-бизнесе, стал, естественно, Джастин. Сейчас на него работает такая мощная команда продюсеров, музыкантов и сочинителей, что сам он уже может и не выходить на сцену.
И все-таки до Децла, у которого тоже немалая продакшн-команда, Джастину далеко. Во-первых, любовь к рэпу ему привил сын президента Замбии, с которым он жил в одной комнате во время учебы в Швейцарии – Тимберлейка с рэпом познакомил всего-навсего Max Romero, которого папаша банально пригласил в гости. Во-вторых, субтильный Децл с маниакальным упорством несет народу брутальный образ «Уличного бойца», в то время как американец с надрывом просит «наплакать ему реку». В третьих, Тимберлейк никогда не попадал в «Шит-парад». И, наконец, ему ни за что не хватило бы смелости соорудить на собственной голове такие чудовищные по форме и размерам дреды.
Клоны: Жорик, Игорек, Дизель, Дэн.