Потрясать Москву на сей раз будут два респектабельных фестиваля – юбилейный Родиона Щедрина и четвертый «Владимир Спиваков приглашает». Концерты открытия на том и другом должны задать тональность всем последующим нотам и обещают сильно потрясти светскую столицу.
Концертный зал имени Чайковского не первый сезон адаптирует оперу к своей сцене. Теперь в эту «работу над форматом» идеально вписывается событие мирового масштаба. Солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева впервые в Москве представляют «оперу для концертной сцены» Родиона Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова. Так открывается фестиваль, посвященный 75-летию композитора.
Вообще-то живой классик мог не рисковать и не выбирать для столь ответственного события премьеру. Сборник его лучших опусов мог гарантировать вечер-хит и идеально подходил бы для некого – пусть промежуточного – подведения итогов. Но Щедрин давно заработал право на риск и со свойственной ему щедростью делает это красиво. «Очарованного странника» он написал по собственному либретто и по заказу Нью-йоркской филармонии; мировая премьера прошла в Нью-Йорке пять лет назад с международной сборной вокалистов. Дирижировавший премьерой маэстро Лорин Маазель говорил: «Родион Щедрин подарил нам шедевр классической музыки. Приятно видеть композитора, который пишет настоящую музыку, а не просто набор звуков, притягивающий внимание к их создателю только потому, что автор прославлен и знаменит».
У Щедрина не впервые сложились прекрасные отношения с программной музыкой – и тут причиной не только долгие годы практики с Майей Плисецкой, но и его особая привязанность к прозе Лескова. Щедрин посчитал, что оставшийся для мира в тени Толстого-Достоевского-Чехова русский писатель просится на сцену, и одной «Леди Макбет Мценского уезда» явно недостаточно. Так появился его «Очарованный странник» с изгибами сюжета и яркими характерами, перенесенными на меццо-сопрано, тенора и баса. И такой опус не прошел мимо внимания Валерия Гергиева, который два месяца назад дирижировал российской премьерой на «Звездах белых ночей» в Санкт-Петербурге, а теперь открывает юбилейный фестиваль автора.
Другой «именной» фестиваль пока лишен налета юбилейной бронзы. У «Владимир Спиваков приглашает» заслуженная репутация события светского, музыкально состоятельного и открытого. Все эти качества подтверждаются снова, и даже радикальнее, чем прежде. Фест охватит музыкальные пласты от духовной музыки эпохи барокко до песен кабаре и джазовых импровизаций. Причем исполнители – как всегда у Спивакова – сплошь модные мировые знаменитости. Ценителей оперного вокала и старинной музыки порадует британец Иэн Бостридж – роскошный интерпретатор Генделя и теноровых партий в операх Монтеверди, Моцарта, Бриттена. Впервые в Россию явится дива Уте Лемпер с шикарными кабаретными песенками времен Веймарской республики. Самый знаменитый сегодня в мире русский баритон Дмитрий Хворостовский приедет на родину с неожиданной после его минувших московских концертов программой – Сюитой Дмитрия Шостаковича на стихи Микеланджело. А открывается все это буйство звуков на редкость стильно и сдержанно: Денис Мацуев и Национальные филармоники с Владимиром Спиваковым за пультом играют два концерта Чайковского для фортепиано с оркестром.
Музобзор: Вся звездная рать
Потрясать Москву на сей раз будут два респектабельных фестиваля – юбилейный Родиона Щедрина и четвертый «Владимир Спиваков приглашает».